Сергей Александрович, изменения в технический регламент еще не вступили в силу, а кое-где в Интернете уже пугают тем, что МЧС отказывается от надзора и вскоре дома смогут строить, кто как захочет, наплевав на пожарную безопасность? И, мол, теперь дома престарелых будут гореть чаще. Сгущают краски или проблема есть?
Сергей Кададов: Могу сразу успокоить, МЧС не отказывается от выполнения своих прямых обязанностей по противопожарному надзору. Но надзор надзору рознь, и МЧС инициировала изменения, касающиеся категории небольших зданий. А именно зданий высотностью до двух этажей и площадью до 1500 квадратных метров.
Это как раз в основном те помещения, которые заняты под мелкий и средний бизнес - палатки, ларьки, небольшие предприятия, рестораны и так далее.
Их вскоре проверять вообще не будут? А если они сгорят?
Сергей Кададов: Нет, смысл не в отмене проверок, а облегчении, так сказать, участи для мелкого и среднего бизнеса, снятии для него определенных административных барьеров. В данном случае со стороны МЧС.
Сейчас согласно Градостроительному кодексу и Федеральному закону № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", собственникам зданий в обязательном порядке надо подавать декларации пожарной безопасности на те объекты, для которых требуется экспертно-проектная документация. Это большие здания, выше двух этажей. А для небольших зданий декларации подавать не требовалось. Если поправки в ФЗ № 123 вступят в силу, то собственники этой категории малых зданий смогут добровольно подавать декларации.
Так в чем же здесь послабление, если малые предприниматели сейчас вообще не обязаны подавать декларации: а вскоре хоть и добровольно, но будут?
Сергей Кададов: В том, что если они подадут эти декларации, то их не будут включать в план проверок ни раз в три года, ни раз в 7 лет в зависимости от категории здания и критериев риска. То есть к ним не придет инспектор и не будет, так сказать, понапрасну вынимать душу. Тут надо понять, что малоэтажные здания - это не та категория зданий, где надо предпринимать суперусилия по пожарной безопасности и вкладывать большие деньги.
В основном бывает достаточно наличия огнетушителей, достаточного количества пожарных выходов и обозначения их, как это положено. Никакой сложности подать декларацию для собственника здания в данном случае я не вижу.
Но если так, то надзор для этой категории предпринимателей вообще снимается и МЧС не сможет их проконтролировать?
Сергей Кададов: Сможет, но в особых случаях. МЧС не включит эти здания в план проверок, но внеплановые проверки мы провести сможем. Однако сразу поясню, что никакой самодеятельности и в этом случае не будет. Избежать злоупотреблений будет не сложно, поскольку внеплановые проверки можно будет провести только, если в надзорные органы МЧС поступит жалоба на собственника здания. Не анонимка, а обоснованная, с фактами и адресом. Но даже в этом случае одной лишь жалобы будет недостаточно как основания похода к бизнесмену. Инспектор МЧС сможет прийти с внеплановой проверкой, только получив санкцию прокурора.
А если факты, изложенные в жалобе, не подтвердятся и она окажется обычной кляузой конкурентов?
Сергей Кададов: В таком случае собственник проверяемого здания на основе результатов проверки сможет подать на жалобщика в суд за клевету. Но это уже не дело и не компетенция МЧС. Я лишь хочу обозначить нашу позицию: если изменения вступят в силу, то бизнесу будет легче.
Разработанный нами законопроект направлен на совершенствование отдельных положений названного Технического регламента, снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности, а также приведение его положений в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности. Предполагается, что под новый формат декларирования попадут все объекты малого и среднего бизнеса, а также широкий перечень объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов.
Какие еще новшества предусматривают изменения?
Сергей Кададов: Помимо того, о чем я уже сказал, будут изменения и для нефтегазовой сферы бизнеса. Законопроектом исключаются жесткие положения, устанавливающие требования по нормированию противопожарных расстояний между объектами нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива. Речь об устаревших положениях, согласно которым расстояние между объектами должно быть не менее 50 метров. Ну представляете, что такое сейчас, скажем, на бензозаправке разнести заправочные колонки на такое расстояние или, скажем, строить здания внутри небольшого предприятия с такими нормативами. Сейчас уже давно появились новые технологии, которые могут надежно обеспечить безопасность между соседними зданиями. Это и специальные огнеупорные стены и водяные стены. Кроме того, уверен, от нововведения выиграют и представители различных религиозных конфессий. По проекту вводится новый класс пожарной опасности для сооружений религиозного назначения.
Надеюсь, нововведения не обяжут священника вместе с кадилом носить с собой еще огнетушитель, и кропить он будет как и прежде водой, а не пеной?
Сергей Кададов: Не волнуйтесь, в процессе разработки законопроекта МЧС советовалось с представителями религиозных организаций и получило одобрение от межрелигиозного совета, в который входят представители всех традиционных конфессий в России. Там изменения касаются технических моментов, которые являются спецификой исключительно зданий культа. Скажем, окон, через которые в церквях в случае пожара не могут применяться нынешние нормы пожарной безопасности, поскольку они находятся в маковке и имеют лишь ритуально-архитектурное значение. Дотягиваться до них пожарным лестницам бессмысленно и не нужно, поскольку из этих оконцев все равно в случае пожара никто выбираться не будет. То есть изменения в этом плане позволят исключить избыточные нормативные требования в области пожарной безопасности, что, не снижая требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей, приведет к значительному сокращению материальных затрат и сохранению исторического облика.
Кроме того, положениями законопроекта допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, без представления протокола испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельных пожарно-технических характеристик.
Когда, по-вашему, можно ожидать принятия изменений и вступление поправок в силу?
Сергей Кададов: Учитывая, что второе, а может, сразу и третье чтение может пройти через 30 дней после первого, то Госдума может отправить законопроект для одобрения в Совет Федерации уже через месяц. Сложно сказать, когда документ попадет на подпись к президенту, но я думаю, что весь пакет документов будет готов уже к середине будущего года.
Что вы имеете в виду под пакетом документов?
Сергей Кададов: После вступления в силу законопроекта планируется подготовка соответствующих изменений в приказ МЧС России от 28.06.2012 № 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
Принятие законопроекта позволит привести нормативную базу по пожарной безопасности в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению пожарной безопасности людей и объектов защиты, проверенных многолетней практикой.