По данным аналитического агентства "Автостат", за последний месяц более половины представленных на российском авторынке компаний переписало ценники в сторону увеличения. Впрочем, машины дорожали и раньше: за деньги, которых два года назад было достаточно, чтобы купить новый автомобиль, теперь можно приобрести только аналог с приличным пробегом по российским дорогам и уже истекшим сроком гарантии. Помимо этого, выросли цены на запчасти, топливо, увеличились штрафы, существенно подорожала "автогражнанка" и другие страховые услуги.
Неудивительно, что объемы продаж у автодилеров упали, несмотря на то, что производители, как могли, сдерживали рост цен. Согласно исследованию "Автостата", с начала года число дилерских центров в России снизилось на семь процентов (при этом сокращение не коснулось сетей отечественных представителей автопрома). Не обошла стороной данная тенденция и сибирские регионы.
"За пару лет объемы реализации новых автомобилей в Омске уменьшились вдвое, и падение продолжается. Резко сократился спрос на дорогие услуги - например, жестяно-малярные и покрасочные работы", - сообщили корреспонденту "РГ" в центре продаж "Автобан".
Кризис, подкосивший автодилеров, сыграл на руку независимым поставщикам запчастей и ремонтных услуг, укрепив их позиции на рынке. Специалисты "Автостата", изучив ситуацию в 35 российских городах, пришли к выводу, что за последний год количество автосервисов выросло почти на девятнадцать процентов. По данным "Яндекс. Карты", лидерами в этой сфере в СФО являются Новосибирск (более 800 СТО) и Омск (свыше 500). В пятерку входят также Барнаул, Томск и Новокузнецк.
Повышенный интерес к станциям технического обслуживания вполне логичен. Сибиряки стали активно пересаживаться с новых автомобилей на подержанные. Автовладельцы, прежде меняющие трехлетние машины, у которых истек срок гарантии, с этим теперь не торопятся, стараясь поддержать состояние техники с помощью регулярного сервиса. А, выбирая запчасти, внимательно смотрят на цены.
- Тот, кто прежде ставил только оригинал, теперь интересуется качественными дубликатами, кто предпочитал хороший дубликат, спрашивает подешевле. Большинство автовладельцев заказывает только крайне необходимый ремонт, а об установке улучшенного обогревателя или оборудования для замены масла даже не заикаются, - констатирует мастер крупного омского СТО Сергей Бондарев. - В последнее время заметна еще одна тенденция: каждый третий клиент оплачивает ремонт машины кредитной картой.
Продвинутые автовладельцы ищут детали сами, благо, современные интернет-поисковики дают такую возможность. Почувствовав спрос, виртуальные менеджеры предлагают на выбор комплектующие со всего света, которые вместе с доставкой могут обойтись заметно дешевле, чем в местном специализированном магазине.
- Только деталь из Москвы или Европы придет через неделю, а из Австралии - через месяц, - поясняет Бондарев.
Гаражный сервис в регионах Сибири также в цене. Десять лет назад, когда разрастались авторынки, частников-неофициалов было пруд пруди. Но со временем их стало значительно меньше, в сфере авторемонта возник компактный сегмент. Специалисты полагают, что этот вид услуг не исчезнет, поскольку это возможность заработка для частных мастеров.
Эти данные подтверждает опрос "Автостата". Треть респондентов призналась, что при необходимости ремонта машины первым делом обратится к знакомому механику-частнику. Отказываются от ремонта у дилера в пользу независимых СТО 23 процента автовладельцев. Вместо оригинальных запчастей готовы покупать более дешевые их аналоги 42 процента водителей. Отложили ремонт незначительных повреждений кузова 35 процентов участников опроса, отказались ремонтировать мелкие неисправности 26 процентов.
Так или иначе, но автосервис востребован и становится все более цивилизованным. Эксперты полагают, что спрос на услуги СТО будет расти. Тем более что цены на автомобили не устоят на месте. По словам дилеров, в 2017 году новые машины могут подорожать на пять-пятнадцать процентов, и в наибольшей мере - марки, цены на которые до сих пор сдерживались. Еще одна из причин роста - внедрение системы безопасности ГЛОНАСС, которая должна заработать с будущего года.
Между тем
Автодилеры настроены заработать на реформе ОСАГО, которая предполагает замену денежных выплат ремонтом. Ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД) предлагает сделать главным способом компенсации ущерба по "автогражданке" восстановление машины у официальных дилеров, и уже направила письма с таким предложением в министерство финансов РФ, ЦБ и Российский союз автостраховщиков. РОАД подчеркивает, что выбирать станцию технического обслуживания страховщик должен по согласованию с клиентом. А средняя стоимость запчастей, материалов и работ определяться на основании данных, предоставляемых изготовителем автомобиля, дистрибутором либо уполномоченной изготовителем организацией-импортером.