14.11.2016 20:34
Общество

В интернете развернулась горячая дискуссия о воспитании детей

Что лучше научит малыша: червяк с молотком или книжка с куклой?
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (7126)
"В российские школы вернется воспитание, в том числе и трудовое", - пообещала министр Ольга Васильева. Но как это делать? Что воспитывать у детей и кто этим должен заниматься?
Читать на сайте RG.RU

В сети развернулась горячая дискуссия о воспитании вообще. Скажем, нужно ли ребенка воспитывать "чистюлей" или он не должен бояться грязи? Можно ли ему разрешать все или должны быть границы, за которые переступать нельзя?

Ученые: характер человека - это 50 процентов гены, а 50 - воспитание

Вот что рассказал один из блогеров: "Ребенок моего друга ходит в обычный детский сад Великобритании. Однажды воспитатели ему пожаловались: ваш сын не хочет играть в грязи. С ним точно все хорошо?" В том садике дети на улице могут играть с автомобильными покрышками, копают червей в парке, топчут ногам спагетти, забивают гвозди... Считается, что они приобретают иммунитет и, что более важно, первый самостоятельный опыт. Возможно, так оно и есть. Но наверняка большинство российских родителей с подобными методами воспитания вряд ли согласятся.

- У нас в грязи не валяются. А приди ребенок с прогулки грязный и мокрый - родители тут же возмутятся: "Недосмотр!" - говорит методист московского комплекса 717 Ольга Сирова. - Да, если ребенок нашел червяка, то воспитатель и другие дети могут подойти, рассмотреть. Мы изучаем живую природу: чем этот листочек отличается от другого? какого он цвета? какое сейчас время года? Прогулка в детском саду всегда проходит по плану. В нем пять разных методических задач. Например, есть приобщение к труду, когда ребенка просят собрать игрушки, и самостоятельная деятельность - время, когда ребенок играет сам, а воспитатель следит за его безопасностью.

Никаких гвоздей и молотков в российских детсадах нет, зато есть музыкальные инструменты, краски, пластилин, книги, куклы и конструкторы. По словам методиста, для малышей сейчас больше, чем раньше, поощряется инициатива. Могут быть проектные задания, где у детей есть возможность выбора. Скажем, изучать питание кошки или особенности растения.

У нас активный ребенок - головная боль для учителя. И главное, никто не знает, кто должен его воспитывать. Школа? Семья?..

Но все же главная задача нашего детского сада - дать нравственное и эстетическое воспитание. Инициатива, практическое применение знаний, личный опыт - на втором плане. Воспитателей можно понять. Если все 30 человек - группы, как правило, переполненные, - будут проявлять инициативу, как за всеми уследить? Или такой момент. В Финляндии, допустим, детям, чтобы те могли "посидеть" в луже, выдаются специальные комбинезоны. Посидел, запачкал, снял - надел свою одежду, чистую и сухую. У нас погода не лучше, но "уличные" комбинезоны детским садам не выдают.

Завтрак, обед, полдник, а с недавнего времени и ужин в детсадах - строго по расписанию. Если раньше ребят кормили чуть ли не насильно, то теперь ничего такого нет. Не хочешь - не надо. Занятия - обязательные для всех, и тоже по расписанию. Но допустим, вся группа лепит снеговиков, а ребенку не хочется. Что тогда? "Он может попросить разрешения лепить другую фигурку", - говорит Ольга Сирова. "А без разрешения нельзя?" - уточняю. "Можно. Но воспитатель потом обязательно расспросит, что, как и зачем".

Каким должен быть воспитатель детского сада

Почему же все так регламентировано?

- Во-первых, этого хотят сами родители. Мы знаем, что даже если они и дают в семьях какие-то послабления, то от детского сада требуют строгого соблюдения правил, - поясняет Ольга Сирова. - Во-вторых, после нас дети идут в школу, где все подчинено жесткому регламенту. И мы должны их к этому готовить.

Наша школа сто лет назад взяла в качестве примера немецкую модель - с жестким авторитетом учителя и выполнением четких правил. "Не сделал задание? "Садись, два!" Бывало, что и розгами секли, и на горох ставили.

Советская система была слишком идеологизирована - вся страна сообща строила светлое будущее. А вот с семейным воспитанием всегда были большие проблемы.

- Я была на "круглом столе", где родителей спросили: кого и как вы воспитываете? Ответы были самими разными - от домостроя и авторитарной педагогики (будь послушным, уважай старших, говори только тогда, когда тебя спросят) до предоставления полной свободы детям, - рассказала "РГ" профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.

Вариант "буду воспитывать ребенка так, как воспитывали меня" категорически не подходит. Почему? "Потому что родители никогда не жили в мире, в котором живут современные дети", - объясняет Авдеева.

Она считает, что в России наблюдается кризис воспитания. Мир становится очень сложным и даже опасным, он быстро меняется. Ко всему этому детей тоже надо готовить. "Мы должны воспитывать ребенка так, чтобы он мог быстро меняться, получать самообразование. Американцы ставят эту цель - поддержать инициативу ребенка и развить ее. Но у нас пока активный ребенок - головная боль для учителя. И главное, никто не знает, кто должен воспитывать ребенка. Школа? Семья? А может, надо создать благоприятную для воспитания среду и задача будет решена?" - задает вопрос Наталья Авдеева.

При этом, по словам многих педагогов, дошкольное воспитание у нас неплохое, много разных форм и методик, которые помогают развить интересы детей. Однако тут мы не оригинальны. Во всем мире педагоги и психологи ведут поиск в одном направлении - как подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире.

Мнение

Валентина Яшина, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования МПГУ:

- В федеральном стандарте дошкольного образования сказано: одна из главных целей - воспитание всесторонне развитого человека. Программы должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Ребенок должен уметь вести себя в обществе, понимать, что есть правила, которых надо придерживаться, приучаться к распорядку дня и соблюдать элементарные правила гигиены.

Семья и дети