Так, адвокат Милош Шалич, член команды защиты лидера боснийских сербов Радована Караджича, в интервью изданию EuroBlic указал на очевидность того факта, что количество тяжело заболевших и умерших в Шевинингене "драматично больше нормального". Он также подчеркнул, что за осмотр узников отвечает врач общей практики, который, к тому же, не обладает даже необходимым опытом, так как занимал ранее административные должности.
"Система охраны здоровья в СИЗО находится в катастрофическом состоянии. Ответственным за диагностику проблем у узников выступает один доктор общей практики, и что самое худшее, никогда раньше не работавший по своей специальности, а являвшийся сотрудником администрации", - указал Шалич, рассказав при этом один характерный случай: "Ратко Младич два года назад лишь волей случая остался жив. Этот специалист отправил его на обследование только после того, как генерал упал без сознания в камере. В больнице из легких Младича откачали четыре литра жидкости и были крайне удивлены тем, почему его ранее не доставили для проведения срочной операции".
При этом эксперты подчеркивают, что уход из жизни Ратко Младича в гаагской тюрьме до вынесения приговора, очевидно, вполне устроил бы не только судей МТБЮ, демонстрирующих откровенную предвзятость, но и многих на Западе. Сторонники европейской и евроатлантической интеграции Сербии не без основания опасаются новой волны протестов в стране и регионе в случае сурового приговора в отношении генерала, остающегося до сих пор в глазах сербов национальным героем.
Кроме того, и первый президент Республики Сербской Радован Караджич также рассказал о "значительном ухудшении" состояния своего самочувствия с момента появления в Гааге, подчеркнув при этом, что "удивительные тюремные правила не позволяют предпринимать превентивные меры для сохранения здесь здоровья". Именно на основании многочисленных жалоб и призывов политика судья трибунала Теодор Мерон вынужден был привлечь к расследованию "участившихся случаев выявления рака" у заключенных двух независимых докторов, чье "заключение ожидается до конца ноября - начала декабря с.г.".
Однако адвокат Милош Шалич скептически относится к перспективам данного дела в рамках Гаагского трибунала.
"Не верю, что найдут виновных в том, что абсолютно здоровые люди в Гааге за несколько лет превратились в тяжело больных или того, что в собственных камерах по различным причинам умер десяток сербов", - подчеркивает он.
А вот, что говорит Горан Петрониевич, адвокат Радована Караджича: "Трибунал - это часть механизма НАТО, я виделся с Милошевичем, а в тот же день виделся в коридоре с Бабичем (с апреля 1991 года по февраль 1992 года глава Республики Сербская Краина - прим. "РГ"), который якобы через час сошел с ума и повесился. Я едва успел выйти из тюрьмы, как мне это сообщили. Людей доводят до физического и психологического истощения, и это все спланировано, чтобы скрыть преступление НАТО против Югославии, против того, что они сделали этой стране".
"Российская газета" попросила сообщить свое видение складывающейся ситуации дочь Караджича - заместителя председателя Народной Скупщины РС Боснии и Герцеговины - Соню Йовичевич-Караджич, которая выразила надежду на то, что "судья Мерон обеспечит объективное расследование происходящих событий, так как факты демонстрируют огромное количество зафиксированных случаев появления злокачественных опухолей у заключенных".
"Невероятно, чтобы в выяснении истинных причин произошедшего не были заинтересованы структуры ООН, которым принадлежит тюрьма в Шевинингене, и Всемирная организация здравоохранения, - продолжила она. - Однако я больше бы доверяла заключениям независимой врачебной комиссии, финансово отчужденной от трибунала. Например, можно было бы сформировать группу специалистов из разных стран с обязательным включением в нее россиян и сербов. Их присутствие уменьшило бы возможность корректировки окончательных результатов в пользу тех, кому безразлична судьба невинных, еще даже неосужденных людей, которых наказывают уничтожением здоровья до вынесения окончательного вердикта".
Комментируя корреспонденту "РГ" отношение судей МТБЮ к первому президенту РС и другим сербским военно-политическим деятелям, дочь лидера боснийских сербов сообщила: "Удивительно, что после всех террористических атак Европа так и не может понять, против чего боролись сербы в Боснии. Или понимает, но соглашается с тем, что Америка за свои ошибки расплачивается жизнями европейцев. Все, что происходит сегодня, является отголосками событий 90-х годов и даже сейчас Радован Караджич был бы главным союзником тех, кто борется против распространения террора и страха".
Между тем
Следует отметить, что большая часть осужденных в МТБЮ - это сербские военачальники и политические деятели. При этом ряд одиозных командиров боснийских и хорватских боевиков, видимо, привлекались к суду "для массовки", подтверждением чего может являться то, что все они спустя короткое время оказались на свободе.
Давайте внимательно посмотрим на результаты деятельности в цифрах Международного трибунала по бывшей Югославии, о чем, естественно, в Вашингтоне и Брюсселе стараются не упоминать. Так, за преступления против человечности и нарушение правил и обычаев ведения войны к ответственности привлекли 32 хорвата, 9 боснийцев, столько же косовских албанцев, троих черногорцев, двух македонцев и, хочу подчеркнуть, 102 серба. При этом сербские военные и политические деятели суммарно получили несколько пожизненных сроков, что в совокупности составило более тысячи лет тюрьмы. Кроме того, в камерах трибунала или же при задержании при различных обстоятельствах умерли 12 сербов.