Однако шансов стать хитом не только на малой родине у него побольше, чем у недавно вышедшего "сахавудского" "Моего убийцы". И не только потому, что основные действующие лица в "Эластико" говорят по-русски, а главным образом по причине предельной честности, черты, унаследованной фильмом от своих прямых предтеч - известной в узких кругах дилогии "Решала".
То были прямолинейные жесткие очерки о жизни в среде, где 90-е закончились только с хронологической точки зрения, пропитанные соответствующей эстетикой черных кожаных круток, больших иномарок того же колера, золотых цепей, спортивных костюмов, смеси запахов пота, перегара и одеколона, блатняка и нелегального бизнеса. Речь там шла о двух братьях, судьбы которых по очереди обрывали пули киллеров. На каждую из серий - по одному мертвому брату, одной пуле и одному киллеру.
Тем не менее младший по кличке Каша как-то воскрес и стал второстепенным персонажем "Эластико", что вообще-то даже здорово - своеобразный привет поклонникам. Центральный же герой - молодой парень Матвей. Он умеет быстро бегать и феноменально играть в футбол, а также имеет красавицу-подругу и приятеля - того самого Кашу. Девушка склоняет Матвея в сторону остепенения и построения профессиональной карьеры спортсмена, а Каша и обстоятельства периферийного бытия толкают на скользкую тропинку криминальной романтики.
Оба пути сулят как выгоды, так и препятствия, подчас кажется, и вовсе непреодолимые. Это касается в основном первой перспективы, так как сколь бы ты ни был феноменален, хоть как сам Рональдо, дорога в большой российский футбол - не широкая магистраль, а размытая дождями грунтовка. И, кажется, "Эластико" - первый большой фильм, который как-то данную проблему освещает, причем определенно со знанием дела. И не ее одну.
Сценаристы Жаргал Бадмацыренов, Евгений Замалиев и Александр Кузьминов явно не понаслышке знакомы с особенностями провинциального быта, в отличие от некоторых. Некоторых высоколобых интеллектуалов в вязаных шапочках, остервенело тыкающих пальцами с дорогим маникюром в нарисованные ими же мрачные картины российской действительности, надрывно вопя: "Смотрите, что делается-то!". Разница между ними в том, что создатели "Эластико" искренне любят свой край. Ну, и в том, что их герой не страдает показным религиозным фанатизмом и не имитирует "борьбу с системой", а сталкивается с настоящими, не высосанными из пальца ситуациями. Так что в какой-то степени к фильму вполне применим эпитет "познавательный".
Из него, например, можно узнать, как правильно вырезать из автомобиля сигнализацию. Или как быстро и просто (главное - быстро) доставить уголовникам на зону посылку с мобильными телефонами. Или как средь бела дня незаметно украсть у бригады маршруточников всю их выручку с помощью тысячи рублей и шланга от насоса. (Сцены выполнены профессиональными актерами, не пытайтесь повторить это дома или на улице).
Место для ложки дегтя в сладкой бочке сей все-таки нашлось. В то время как "Решалы" были зрелищем сугубо "пацанским", "Эластико" уходит в сторону слезливой мелодрамы про любовь - чтобы расширить, видимо, потенциальную аудиторию, - завершаясь фирменным для серии неожиданным твистом (на самом деле довольно предсказуемым). Но закончить хотелось бы все-таки мажорно. Михаил Расходников, этот странный человек, затеявший судилище с Ридли Скоттом из-за "Марсианина", оказывается, еще и неплохой режиссер. Он и погоню из "Рок-н-ролльщика" может где надо процитировать, футбол показать не хуже коллеги Бордукова, да и в целом - сделать красиво. Что для такой бесхитростной, "низкого штиля" истории - определяющий фактор.