14.12.2016 14:00
Экономика

Объем экспорта российских компаний начнет расти в следующем году

Объем экспорта начнет расти в следующем году
Текст:  Ангелина Жукова
Российская газета - Спецвыпуск: Импортозамещение №284 (7152)
Экспортный потенциал отечественных компаний, входящих в сегмент малого и среднего бизнеса, не реализован. Лишь незначительная часть компаний представлена на международном рынке. А опросы показывают, что иностранцам неизвестно о существовании качественных российских товаров.
Читать на сайте RG.RU

Однако ситуация изменится уже в следующем году, эксперты прогнозируют рост стоимостного объема экспорта на уровне 6 процентов и больше. Причем обеспечат его несырьевые товары. Об этом сообщил генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков на международном экспортном форуме "Сделано в России".

Российским экспортерам облегчат получение иностранных сертификатов

В России в 20 раз меньше компаний-экспортеров, чем в среднем по развитым промышленным странам. При этом запрос на экспорт от международных государств есть. По словам Петра Фрадкова, с точки зрения экспортной статистики, 2016 год будет отправной точкой, с которой начнется объективный рост экспорта.

"Сейчас в мире о Российской Федерации знают мало, но у нас огромный потенциал, наши компании с качественными продуктами могут быть признаны на международном рынке", - отметил эксперт. И добавил, что для этого надо объединить в систему все меры поддержки экспорта: продвижение, экспортное кредитование и страхование, субсидирование различных затрат экспортеров.

Согласно статистике, доля несырьевого неэнергетического экспорта выросла в общей структуре экспорта с начала года на 5 процентов и составила более 37 процентов. А если посмотреть на несырьевой экспорт, включающий товары ТЭК, то есть не сырье, а товары с определенным уровнем переработки, то их доля давно превышает долю сырьевых товаров.

По словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, чтобы увеличить российский высокотехнологичный экспорт, необходимо соблюдение пяти факторов: повышение привлекательности российской юрисдикции для компаний, экспортное финансирование, упрощение ряда финансовых и юридических процедур, создание единого зонтичного бренда для российской продукции за рубежом и формирование новых рынков сбыта в современных геополитических условиях.

37 процентов составляет доля несырьевых товаров в общей структуре экспорта РФ

Также министр считает, что для продвижения отечественных продуктов малого и среднего бизнеса нужно сформировать сеть технопарков за пределами страны. "У нас достаточно развитая сеть технопарков в России, они служат бизнес-инкубатором для предпринимателей и особенно для IT-сектора, у которого есть большой экспортный потенциал и серьезные геополитические бренды, например, российский антивирус Касперского. Но для их развития нужно подготовить почву и создать национальный российский бренд за пределами страны. Кроме того, в этой сфере, в большинстве своем, есть только малый и средний бизнес, именно для них необходимо создать сеть технопарков за рубежом. Это позволит улучшить экспорт, клиентоориентированность и логистику", - отмечает он.

Впрочем, Российский экспортный центр с этого года уже начал открывать торговые дома в странах, представляющих наибольший интерес для экспорта. Их цель оказывать широкий спектр услуг, включая логистику и юридическое сопровождение сделок на платной основе. Логика пилотного проекта, пояснил Петр Фрадков, в объединении административной поддержки и услуг коммерческого характера. При этом экспортеры, уже закрепившиеся на внешнем рынке, могут выступать в роли агентов для других экспортеров в рамках государственно-частного партнерства.

Консолидации экспортеров препятствует отсутствие инфраструктуры, которую малый бизнес не может обеспечить самостоятельно

В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров отмечает, что сегодняшние торгпредства не до конца выполняют возложенную на них функцию, поскольку отсутствует мотивация в продвижении экспортной продукции и поиске для нее новых рынков. "Необходимо сделать услуги торговых представительств возмездными, благодаря чему экспортеры смогут получить гарантированный результат по анализу рынка, информацию по ограничениям и барьерам, с которыми они могут столкнуться в той или иной стране", - пояснил он, добавив, что в каждом городе должны быть представительства торговых домов, которые работали бы на внешний периметр.

Путин потребовал создать систему поддержки несырьевого экспорта

Эксперты сошлись во мнении, что сегодня особенно важно сделать акцент на поддержке компаний малого и среднего бизнеса, которым сложно продвигать свою продукцию на экспорт с учетом недостаточности собственных возможностей. Под эти компании будут создаваться национальный зонтичный бренд "Сделано в России". "Для того чтобы Россия могла уверенно заявить о себе как о поставщике современной и востребованной продукции нужно не только усиливать торговые и производственные связи, но и формировать внешнеэкономический бренд России", - подчеркивает Петр Фрадков. По его словам, в мире не знают, что мы можем производить качественные товары для взыскательного потребителя из среднего класса. Сейчас в России только начинает развиваться экспорт услуг в сфере образования, медицины, туризма и ИТ.

Генеральный директор Русского технического общества и группы компаний "Мортон" Юрий Васильев также отметил необходимость организации "зонтичных брендов", так как сегодня консолидации сил российских экспортеров препятствует отсутствие соответствующей инфраструктуры, которую средний и малый бизнес, занимающийся высокотехнологичным экспортом, обеспечить самостоятельно не способен. "Я по своему опыту знаю, что, например, в Израиле под десять проектов, которые компания там продвигает, нужно создавать громоздкую инфраструктуру - офис, юристов, штат и так далее", - поделился он и пожелал, чтобы следующий год ознаменовался созданием торговых домов и площадок. Причем они должны в первую очередь объединять маленькие хайтек-компании под таким большим зонтичным брендом, чтобы на этих площадках было удобно вести свой бизнес.

ВЭД