19.12.2016 15:32
Культура

В Успенском соборе отреставрирована уникальная стенопись XVII века

В главном соборе Московского Кремля реставрирована уникальная стенопись
Текст:  Евгения Савина
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №288 (7156)
В своей благотворительной деятельности "Транснефть" не раз участвовала в проектах, связанных с Музеями Московского Кремля. На этот раз компания помогла в реставрации стенописи XVII века на восточном фасаде Успенского собора.
Читать на сайте RG.RU
В Успенском соборе отреставрирована уникальная стенопись XVII века

Памятник под открытым небом

Работы по восстановлению стенописи длились почти три месяца - с начала августа до середины октября.

- Начинали в жару, заканчивали в морозы, - рассказала реставратор первой категории, руководитель бригады Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Анна Валуева.

"Транснефть" уделит особое внимание экологичности своей работы

Помогали профессионалам студенты кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. Всего было задействовано около 30 специалистов.

Научная реставрация - вообще дело непростое, а в случае с Успенским собором особенно. Во-первых, сохранять наружную стенопись всегда сложнее, чем интерьерные росписи, - она испытывает все превратности климата. Во-вторых, Успенский собор строился как главный храм русского государства, здесь венчались на царство, позже короновались русские государи. Долгие годы он являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов, поэтому его стенопись переписывалась, неоднократно реставрировалась, и не всегда достаточно профессионально. В-третьих, на собор влияют грунтовые воды: белокаменные стены храма впитывают из почвы влагу с солями. На старинных фресках остаются не только следы потеков дождевой воды, грязь и трещины, но и так называемые высолы - белые пятна выступившей соли. Именно с этими повреждениями и предстояло работать реставраторам.

Хранители древности

Живопись на восточной стене храма - самая большая по площади из всех росписей на фасадах Успенского собора и составляет 150 кв. м. В трех закомарах - так в архитектуре называют полукруглые завершающие поверхности стен на фасадах - расположены три композиции. Центральная имеет несколько наименований, чаще всего ее называют "Троица Новозаветная" или "Сопрестолие". На фреске изображена Cвятая Троица, композиция подчеркивает единство

Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа в замысле о создании и спасении мира.

В Успенском соборе отреставрирована уникальная стенопись XVII века

В северной закомаре (по правую руку от зрителя) находится сложно трактуемая композиция "София - Премудрость Божия". В центре на престоле восседает ангел в красном облачении, который, по мнению богословов, являет собой символический образ Христа. По правую и левую руку от него находятся Богоматерь и Иоанн Предтеча.

В южной закомаре представлена композиция "Похвала Богоматери", которая прославляет Богородицу. В центре изображена сама Мария, вокруг предстоят ветхозаветные пророки со свитками в руках. Согласно православной традиции толкования текста Ветхого Завета, пророки предсказали явление Спасителя в мир. Кстати, во время последней реставрации надписи на свитках были исправлены: из-за недостаточной грамотности мастеров, которые в предыдущее столетие "ремонтировали" изображение, текст изобиловал ошибками.

Точную дату создания фресок, а тем более имя их автора, назвать невозможно, но установлено, что появились они не позднее середины XVII века. Более того, искусствоведы полагают, что живопись на фасадах Успенского собора с высокой степенью вероятности существовала со времени постройки храма, то есть с 1479 года.

Крупнейшим промышленникам-меценатам вручена госнаграда

- От первоначальной стенописи не осталось никаких физических свидетельств, - объясняет научный сотрудник Музеев Московского Кремля Ольга Захарова. - Существует основа живописи XVII века, которая, как считают ученые, может повторять то, что было изображено на фасадах в конце XV века.

Под основой живописи XVII века понимают авторскую живопись, скрытую под слоями более поздних записей. Новые изображения на авторские фрески наносили многочисленные "реставраторы" прошлых веков и иначе - поновители древней живописи. Под этим определением в современной науке фигурируют лжереставраторы, кто фактически пишет древнюю живопись заново, то есть фальсифицирует ее.

Доктор для памятника

Настоящий профессиональный реставратор относится к памятнику культуры как к живому организму. Как и у человека, у артефакта есть рождение, зрелость, старость. Задача мастера - продлить жизнь, а руководствуется он тем же принципом, что и врач: не навреди.

- Реставратор - это доктор, он пришел и должен вылечить, насколько это возможно, подлинник, - говорит Ольга Захарова. - А поновитель может поверх небольшого подлинного фрагмента написать свое, и увидеть оригинал за чьей-то фантазией будет невозможно.

В Успенском соборе отреставрирована уникальная стенопись XVII века

Реставраторы обязательно проводят исследование культурного объекта. Например, все поновления фресок Успенского собора ученые знают по архивным документам. Как известно из документов Оружейной палаты Кремля, к каждой коронации фрески возобновлялись.

В научно-реставрационном управлении работают квалифицированные специалисты, которые не просто моют и красят, а создают концепцию, методику работ. Эти профессионалы занимаются реставрацией древнерусской живописи в Пскове, Полоцке, Новгороде. К своей работе по сохранению подлинной древней стенописи они подходят не как к ремонту, а как к науке: главное - изучение памятника, планомерная работа, продумывание того, как будет выглядеть памятник после реставрации.

- Теоретически реставрация - это циклические работы, они требуются постоянно, - рассказывает Анна Валуева. - Необходимо непрерывно следить за состоянием памятника, делать профилактику в виде укрепления штукатурки, красочного слоя.

Своих "пациентов" мастера буквально "слушают", как доктор слушает больного. Полноценно понять проблему конкретной стенописи можно только после "простукивания" фрески. В разных местах росписи звук получается разный, в зависимости от того, отвалится ли вот-вот грунт с изображением или он крепко сцеплен со стеной. Чтобы "послушать" фреску, до нее надо добраться, а для этого нужна специальная машина с вышкой.

Собственными силами сотрудники музея могут произвести съемку хорошей оптикой - так они увидели, что живопись потеряла цвет, образовались высолы и пятнистость. Реставраторы дают гарантию на свою работу на пять лет. Последние профилактические работы на восточном фасаде проводились в 2002 году, и фрески уже несколько лет нуждались в реставрации.

Подобные работы всегда дорогостоящие: большая площадь изображений, многоярусные леса, которые надо поставить на весь объем росписи и на всю высоту фасада, организационные затраты. Специалисты МНРХУ и сотрудники Музеев Кремля мечтали провести реставрацию давно, но не хватало финансирования.

Жизнь и судьба

За три месяца реставраторы провели все необходимые работы. Так называемые "полотенца" - нижняя часть композиции, где изображены драпировки или орнаменты, - практически полностью были смыты дождями. Причем утрачена эта часть фресок уже несколько столетий назад. По небольшим фрагментам специалисты сумели реконструировать "полотенца", и теперь они восстановлены. Реставраторы укрепили штукатурку, удалили ветхие вставки, заменили их новыми, укрепили фрагменты древнего красочного слоя, устранили загрязнения. Живопись не перекрашивалась, а именно тонировалась в полном объеме.

В Успенском соборе отреставрирована уникальная стенопись XVII века

Тонирование - это заполнение того места, где живопись не сохранилась, схожим, но более слабым, по сравнению с оригиналом, тоном. Таким образом реставраторы стремятся зрительно собрать изображение, но не вводят зрителя в заблуждение, что это сделано в древности. На фресках восточного фасада Успенского собора эти тонировки были сделаны заново.

Правительство Беларуси получило премию от Москвы за реставрацию на ВДНХ

Главная сложность в реставрационных работах была связана с большим количеством поновлений разного времени. Из набора фрагментов, которые разнились по цвету, необходимо было создать единое целое, составляющее комплекс изображений в трех закомарах. При этом важно соблюсти баланс, не внедряясь в произведение до такой степени, чтобы фактически писать его заново. Основой для работы реставраторов послужили остатки авторской живописи.

- Так как это Успенский, то есть центральный в Кремле, собор, живопись перенесла большое количество поновлений в XVII-XIX веках, а в прошлом столетии было много реставраций, - продолжает Анна Валуева. - Мы провели исследования, сделали пробные раскрытия до авторской живописи XVII века. Уровень ее сохранности невысокий, но мы получили объективные данные о сложной истории жизни этой стенописи. Это всегда усложняет работу, но и рассказывает о судьбе произведения.

Древняя настенная живопись - как слоеный пирог. Самая большая ценность для науки и искусства - первый авторский слой, подлинное изображение. На некоторых объектах Новгорода, Полоцка, да и Московского Кремля, реставраторы вообще не тонируют росписи, чтобы авторскую живопись было видно. Однако если убрать все, что делали поновители и реставраторы на протяжении веков, останется лишь светлая поверхность древнего грунта с рисунком, прочерченным иглой-графьей. Контур этого рисунка можно разглядеть, если только стоять рядом с произведением. Поэтому неискушенных зрителей нетонированная древняя живопись, как правило, не интересует. Успенский собор - особый случай: его убранство должно восхищать не только профессионалов-искусствоведов, но и любого посетителя Кремля.

Если в России возрождается меценатство, у нас будет шанс сохранить культуру. Прекрасно, когда кто-то находит возможность сделать добро для других

Реставраторы МНРХУ давно связаны с Музеями Московского Кремля. Они уже занимались другими соборами Кремля - Благовещенским и Архангельским, церковью Ризоположения. Восстановления фресок на фасаде Успенского собора специалисты управления ждали так же, как и сотрудники музея. И очень обрадовались, когда помощь пришла от компании "Транснефть".

- Если будет возрождаться меценатство, у нас будет шанс сохранить культуру. Прекрасно, что у кого-то находится возможность, заинтересованность и желание что-то сделать для других, - говорит Анна Валуева.

Прямая речь

Анна Валуева, реставратор первой категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ):

Живопись, как лоскутное одеяло, состоит из вставок и фрагментов разного времени. Наша главная задача - сохраняя историю, жизнь этого памятника, привести изображение в единообразное состояние.

В Успенском соборе отреставрирована уникальная стенопись XVII века
Музеи и памятники Транснефть