Та же участь постигла ленту Брайана Бертино - автора отличных "Незнакомцев", в уходящем 2016-м выкатившего на экраны свою новую полнометражку под названием "Монстры существуют". Идиотских скримеров - если они вообще кому-то еще интересны - в ней нет. Зато есть другое. По-настоящему впечатляющее.
Синопсис, кстати, предельно прост. Неблагополучная мать-одиночка, утомившись бесконечными ссорами со своей дочерью-подростком, решает отвезти ее к отцу. В путь-дорогу парочка трогается ночью и - после непредвиденного контакта автомобиля с огромным клыкастым волком - застревает на заброшенной твинпиксообразной лесной трассе. А дальше начинаются разного рода восхитительные странности и жуткости.
Во-первых, Бертино, очевидно, любит темноту. А потому извлекает из нее - в сочетании с люто хлещущим дождем - максимум для зрительских эмоций. Кажется, освещение тут большей частью естественное - типа автомобильных фар или ручного фонаря. И его хватает ровно настолько, чтобы показать нам какой-нибудь намек, от которого и в удобном кресле становится некомфортно. Типа загадочного силуэта на фоне деревьев. Так - без тыкания в лицо кровавых рож - работали в "ужастиках" старой школы. Так преимущественно работает и Бертино, за что ему низкий поклон.
Но собственно хоррор-механикой достоинства "Монстров" не ограничиваются. Хватает и добротной драмы, спаянной с довольно нехитрой, но от этого не менее актуальной метафорой. Допустим, вопросом "Кто здесь на самом деле чудовище?" мы задавались и после просмотра The Witсh, но ни Эггерсу, ни Бертино прямолинейность не мешает. Скорее, наоборот, - помогает. Плюс - на скользкой дорожке отношений родителей и детей автор The Monster держится вполне уверенно. Если и позволяет себе сантименты, то в допустимых пределах - без навязчивого слезовыжимания.
Навязчивости удается избежать и в других аспектах. Скажем, актерская игра - что толком никому не известной юной Эллы Бэллентайн, что чуть более раскрученной Зои Казан - вышла абсолютно естественной. Понятно, изображать двум героиням приходится, в основном, страх и трепет в экстремальной ситуации. Но и это - как показывают многочисленные примеры - задача не из простых.
Правда, кое-что восприятию все-таки мешает. Речь, во-первых, о тягучих флэшбеках, слишком уж рьяно мусолящих тему женского алкоголизма (у нас же тут, в конце концов, не фильм с Эмили Блант!) и несколько вредящих целостности повествования. Во-вторых, сам терроризирующий Кэти и Лиззи гад, к сожалению, скорее смешон, нежели страшен. И зачем вообще нужно было показывать его в полный рост - совсем непонятно. Не допусти Бертино подобных шероховатостей, мы получили бы практически идеальную и неглупую камерную страшилку. Хотя и так - очень хорошо.
4.0