О недрах несчастных замолвите слово
По словам представителя региональной ассоциации недропользователей Игоря Плешкова, более 40 компаний вынуждены регулярно отправлять своих сотрудников в командировки в центральное управление Ростехнадзора. Причем для согласования плана развития горных работ необходимо задействовать как минимум трех работников одной организации, которые должны провезти с собой не менее 40 килограммов документов. Если же требуются какие-то дополнительные бумаги и уточнения, назначается новое время согласования, и предприниматель оплачивает еще одну командировку.
- Специалисты нашей компании в прошлом году летали в столицу три раза, - делится информацией Игорь Плешков. - Из-за согласований начало работ у нас отодвинулось на полгода, карьер в прошлом году мы запустили только после майских праздников. Все это время предприятие, соответственно, не перечисляло налоги в бюджет.
Члены ассоциации добавляют: у Ростехнадзора нет никаких законодательных ограничений, запрещающих согласовывать план горных работ по месту нахождения недропользователя. Долгое время этот документ утверждали в регионе, но два года назад функцию передали в центральное управление. Однако и сейчас проблему можно решить достаточно простым и малозатратным для федерального ведомства способом. Как считает Игорь Плешков, было бы удобно, если бы специалисты Ростехнадзора, наделенные необходимыми полномочиями, в период согласований приезжали бы в Калининградскую область на несколько дней.
Борьба в тяжелом весе
Игроки калининградской транспортной отрасли жалуются на сложную процедуру оформ-ления разрешений на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов. Подать заявку можно в электронном виде, но выдают готовый документ только в Москве. Необходимость внести какие-то уточнения, донести документы также сопряжена с дополнительными командировочными расходами - ведь выдача откладывается на более позднюю дату, и перевозчику вновь приходится лететь в столицу.
- Чтобы отправить грузовик с тяжеловесным и негабаритным грузом в другие регионы РФ и наоборот, калининградская транспортная компания и ее клиент ждут не меньше месяца, пока оформляется разрешение, - рассказывает председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк. - Нам очень сложно конкурировать с польскими и немецкими компаниями, у которых эта же процедура занимает одну-две недели. И практически невозможно - с московским перевозчиками, которым не нужно отправлять людей в командировки, чтобы получить необходимые документы. К примеру, местные транспортные компании не смогли выиграть тендер на перевозку кранового оборудования и буровых установок, которые производит калининградский завод, в другие регионы России, в том числе из-за затяжной процедуры согласования.
Как отмечает Леонид Степанюк, несколько лет назад разрешение на перевозку негабаритов и тяжеловесов выдавало калининградское управление транспортного комплекса. Сейчас это делает федеральный центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог. Ведомство имеет отделения в некоторых субъектах РФ, в том числе на Дальнем Востоке, но калининградцам приходится летать в Москву.
- Транспортировка тяжеловесов и негабаритов занимает не слишком большую долю калининградского рынка грузоперевозок. Однако сложившаяся ситуация затрудняет реализацию таких важных для нашего региона проектов, как рекон-струкция аэропорта, строительство тепловых подстанций и так далее. Ведь на эти масштабные стройплощадки необходимо регулярно поставлять большое количество тяжеловесных и негабаритных грузов из других регионов России, - поясняет Леонид Степанюк. - Кроме того, сложности возникают у калининградских аграриев, которые покупают уборочную технику или берут ее в аренду у производителей из других российских регионов. Чтобы отправить комбайн в сервисный центр или вернуть арендное имущество, им приходится ждать месяц, пока калининградский перевозчик оформляет необходимые документы. Другие варианты - недешевые услуги московских или иностранных транспортных компаний либо не совсем легальных игроков рынка, которые организуют сопровождение груза со стороны правоохранительных органов, но не получают разрешение на перевозку и не страхуют груз.
Исключение для эксклава
Региональные власти о проблеме знают. По словам врио заместителя председателя правительства области Александра Шендерюка-Жидкова, ситуация связана с сокращением гражданских служащих, в том числе в федеральных структурах.
- Естественно, это приводит к тому, что ряд полномочий выводится в федеральный центр, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию врио вице-премьера. - Мы со стороны правительства Калининградской области будем просить, чтобы необходимые полномочия вернули в калининград-ские территориальные управления, если они еще существуют. Если управление уже ликвидировано, речь идет о еще более сложной работе. В случае с нед-ропользователями структурные подразделения Ростехнадзора функционируют в Калининградской области. Поэтому вопрос, хоть он и непростой, можно назвать решаемым.
Строго говоря, проблема центральных согласований актуальна для многих российских регионов. Однако и перевозчики, и разработчики карьеров подчеркивают: калининград-ский бизнес несет куда более серьезные денежные и временные затраты, чем предприниматели практически всех других субъектов СЗФО. Добраться из эксклава в "большую Россию", не получая шенгенскую или транзитую литовскую визу, можно только на самолете. А стоимость авиабилетов, если командировка приходится на популярные туристические даты, может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
- Ехать же на машине долго и муторно, надо пересекать калининградско-литовскую и литовско-белорусскую границы. Поэтому я считаю, что для Калининградской области и Крыма, который также является российским эксклавом, необходимо сделать исключение, чтобы все необходимые разрешения для предпринимателей выдавались на местах. Думаю, в следующем году мы попробуем сделать такое обращение в Госдуму через депутатов от нашего региона, - подводит итог Леонид Степанюк.