Пресс-показ "Последнего дела" (The Final Problem), заключительного эпизода четвертого сезона сериала "Шерлок" в Британском институте кино (BFI) не обошелся без мистики. Он был перенесен на более позднее время перед самым началом из-за технических неисправностей и короткого замыкания. Тем не менее после устранения возникших проблем главное наконец случилось - зрители, среди которых были как кинокритики, так и особо рьяные поклонники сериала, сумели посмотреть тот самый "финал финалов", по выражению Стивена Моффата.
Помимо команды создателей сериала перед началом показа можно было лицезреть Уну Стаббс - замечательную Миссис Хадсон, Руперта Грейвса - бессменного инспектора Лестрейда, Шан Брук - таинственную сестру Холмсов и Марка Гейтисса, в очередной раз совместившего в своем лице как роль Майкрофта, так и функцию одного из создателей концепции "Шерлока".
Как оказалось, появление съемочной группы именно в таком составе не было случайностью, так как содержало в себе главную интригу, раскрывать которую прежде просмотра не хотелось - в кадре снова появится Мориарти в исполнении Эндрю Скотта (чем подтвердились давние подозрения "Кинократии"), и он вместе с остальными принял участие в обсуждении эпизода после его показа.
По окончании мероприятия в Сети начали появляться материалы различных изданий и отзывы прессы о результатах просмотра. Хотя, памятуя провальный первый эпизод "Шесть Тэтчер" и абсолютно разную реакцию на него (до показа на телевидении и после), сложилось впечатление, что профессиональное сообщество Великобритании по-джентльменски придерживается так называемой "справедливой игры", заранее не портя зрителям просмотр, но не жалея сил на разгром фильма на следующий день. В этот раз единодушие хвалебных славословий вселяет несколько больший оптимизм.
Портал Sherlockology заранее извиняется за несколько рваное изложение впечатлений от просмотра, объясняя это желанием передать атмосферу и накал страстей в последней серии. Авторы заметки уверенно говорят о том, что зрители наконец-то увидят то, что им так нравилось на протяжении первых двух сезонов - расследование Шерлоком и Джоном запутанного дела, находящееся в центре повествования. И на этот раз они снова работают как слаженная команда. Шерлок, как всегда, на интеллектуальной высоте, Джон снова становится верным другом детектива, но потеря Мэри наложила свой отпечаток на его характер, сделав его (наконец-то - "Кинократия") сдержаннее и печальнее. Майкрофт показывает новые черты своей таинственной личности, Молли Хупер - все та же ранимая добрая душа, Миссис Хадсон в полной мере сохраняет новообретенную во втором эпизоде решимость, ну а Лейстрейд - по-прежнему мудрый, по-отечески все понимающий инспектор, и в этот раз ему также удалось сорвать аплодисменты. При наличии кое-каких недочетов, о которых портал пообещал рассказать подробнее в одном из материалов после общенационального показа, у авторов сложилось четкое ощущение, что по напряженности весь эпизод можно поставить на один уровень с наиболее драматичными моментами "Собак Баскервиля", второй серии второго сезона, а режиссер Бенджамин Карон превзошел самого себя и великолепным образом оформил сложный замысел сценаристов.
Материал британского издания The Independent сконцентрировался в основном на отзывах зрителей, нисколько им не противореча, рассказав, что в рамках показа в Британском институте кино создатели сумели сохранить интригу: последние четыре минуты были вырезаны и, надо думать, неспроста.
Скандально известная газета The Sun увлеклась присутствием Эндрю Скотта и личностью Джима Мориарти, который в каком-то, пока непонятном качестве, снова появляется в заключительном эпизоде, доводя наконец-то до конца разговор, начатый однажды на Бейкер-стрит и показывая, в чем заключается та самая "последняя проблема". Газета не преминула заметить, что слова Стивена Моффата, адресованные в адрес негодующих по поводу превращения Шерлока Холмса в очередную версию Джеймса Бонда (пускай и своеобразную) таковы: в новом эпизоде драматичных сцен будет еще больше. Остается ждать новых стихотворных экспериментов Марка Гейтисса.
Реакция фанатов была куда менее сдержанной. Один из пользователей Twitter с чувством написал: "Люди смеялись, кричали и, конечно же, плакали":
Еще один зритель не может нарадоваться, что ему удалось попасть на спецпоказ. "В эпизоде присутствует такое количество головокружительных поворотов сюжета и неожиданностей, что остается только восклицать":
В более предметно- (или объектно-) ориентированном аккаунте, посвященном творчеству Бенедикта Камбербэтча, появилась лаконичное замечание о том, что "Последнее дело" - замечательная серия, самая лучшая в четвертом сезоне:
Реакция Sherlockology в Twitter непосредственно после показа, под влиянием момента, была интригующей: "Напряжение - выше крыши, пытаемся сгрести себя с потолка. Подробности - завтра":
Несколько пугает следующий отзыв: "Моффиссы (так в фанатском сообществе называют творческий тандем Стивена Моффата и Марка Гейтисса - "Кинократия") увлекают нас в темноту и уныние. Этот эпизод сразит вас наповал, он очень напряженный":