23.01.2017 21:43
Авто

В РФ предложили ужесточить наказание за нарушение правил перевозки детей

России предлагают перенять европейский опыт безопасной перевозки детей
Текст:  Марина Гусенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (7180)
Россия - одна из немногих стран, где до сих пор разрешено фиксировать детей в машинах любыми устройствами. Поручение Владимира Путина - внести поправки в закон - до сих пор не выполнено, рассказала член рабочей группы Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения Наталия Летова.
Читать на сайте RG.RU

Теперь эксперты предлагают не ограничиваться этими поправками, но и предпринять еще ряд мер - от запуска социальной рекламы до ужесточения наказания для родителей, которые игнорируют требования безопасности перевозки детей.

Поправки в ПДД запретят перевозить детей на бустерах и в адаптерах

Такая политика действует сегодня, например в Великобритании, опыт которой лично изучил корреспондент "Российской газеты".

В России, по данным ГИБДД, за десять месяцев прошлого года 6,7 тысячи детей до 12 лет получили травмы и 273 погибли. Основная причина как раз в том, что ребята были неправильно пристегнуты. И проблема не только в безалаберности мам и пап, говорят эксперты.

В законе о безопасности дорожного движения написано, что ребенок должен быть посажен в удерживающее устройство или пристегнут "иными устройствами". Это значит, что ребенка можно посадить на приспособление любой конструкции и просто пристегнуть ремнем.

Можно использовать, например, адаптер (соединяет ремни на груди ребенка, чтобы один из них не давил ему на горло). И это несмотря на то что динамические испытания, проведенные государственным научным центром "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" совместно с Российским Красным Крестом, показали, что в случае аварии даже на скорости в 46 километров в час эти механизмы не смогут спасти ребенка.

Более того, часто травмируют. Стоит ли говорить, что "иные устройства" в отличие от детских кресел даже не сертифицируются.

Об этой ситуации было доложено президенту Владимиру Путину на Госсовете. И он поручил профильному министерству избавить законодательство от "иных устройств", а также разработать параметры, которые определяли бы, в каком случае ребенок должен ехать в специальном детском кресле, а в каких может быть пристегнут обычным ремнем безопасности.

Определять, можно ли ехать ребенку в машине без удерживающего устройства, надо не по возрасту, а по росту

"В итоге МВД разработало законопроект, которым, с одной стороны, вычеркнул "иные устройства" из законодательства, а с другой - определил, что с помощью детских удерживающих устройство (ДУУ) должны быть пристегнуты ребята в возрасте до семи лет, а начиная с этого возраста их должны удерживать в машине обычные ремни безопасности", - рассказала Наталья Летова. И этот вариант не устроил ни министерства и ведомства, ни экспертов, поскольку предложенные меры не соответствуют общемировым и европейским стандартам безопасности, продолжает эксперт. Таким образом, документ "висит в воздухе".

В Англии предусмотрено два вида удерживающих устройств для детей - для малышей до трех лет специальные автокресла, для ребят от трех до 12 лет - специальные сидения, усевшись в которые, дети могут безопасно пристегнуться обычным ремнем безопасности. А после 12 лет ребенок фиксируется в машине, как любой взрослый - обычным ремнем", - рассказывает замдиректора по вопросам безопасности британской организации IntraVires, которая в том числе занимается обучением полицейских Стив Кэмсли (бывший офицер полиции и сотрудник правительства Великобритании, принимавший участие в разработке законов по безопасности дорожного движения).

При этом есть нюанс - рост ребенка. Обычным ремнем в машине пристегивают молодого человека ростом от 153 сантиметров. И если ребенок настолько вырос, скажем, в 9 лет, он уже может ехать, как взрослый.

ГИБДД: За 10 лет число ДТП с участием детей уменьшилось на 23 процента

В Великобритании действуют строгие правила, обеспечивающие безопасность перевозки детей в машинах. Их можно условно поделить на четыре уровня.

Первый - стратегия безопасности дорог, предусматривающая в том числе требования к подушкам безопасности, ремням безопасности ДУУ. Стоит сразу сказать, что в Англии вы никогда не купите детское удерживающее устройство сомнительного качества, да еще и где-нибудь на рынке. Такие изделия продаются только в специализированных магазинах. И на их прилавки попадают только те, что прошли сертификацию. За продажу устройств, не соответствующих госстандарту, предусмотрена уголовная ответственность как для производителей, так и для продавцов.

При этом детским креслам присваиваются "звездочки", как отелям. Одна звезда - абсолютно безопасное сертифицированное кресло, соответствующее всем нормам Госстандарта. Две звездочки - кресло с улучшенными по сравнению со стандартом качества свойствами и характеристиками. Соответственно, чем больше звезд, тем выше комфорт, легкость использования и так далее.

Второй уровень - образование. Родителей учат, как правильно пользоваться всеми этими устройствами, и объясняют, зачем они нужны. Методы обучения самые разнообразные - от социальной рекламы до телесериалов, главные и любимые публикой герои которых, например, погибают из-за того, что не пристегнулись ремнем безопасности (или калечат своих детей).

"Вообще, информационные, образовательные кампании построены так, чтобы человек по их итогам, не пристегиваясь сам или не пристегивая ребенка, думал, что поступает плохо. Это как с курением. У людей уже сформировано понимание, что курение на публике - это плохо. И взяв в руки сигарету в общественном месте, человек сразу понимает, что делает не то, и останавливается", - говорит Кэмсли.

Особое место в обучении занимает работа со школьниками, поскольку, получив информацию в учебных заведениях или на курсах, они потом, как правило, обучают родителей и следят, чтобы те исполняли правила.

Машины с правым рулем снова предложили запретить

Третий уровень - это жесткое наказание. Обычно нарушителю предлагается два варианта - заплатить штраф и при этом получить "пункты" (у того, кто собрал 12 пунктов, отнимают на год права, а потом нужно заново сдавать экзамены). Или пройти специальные курсы, где тебя научат не нарушать. Правда, если после этих курсов ты опять попался, штраф будет много выше. В следующий раз еще выше. И "пунктов" уже не избежать. Второй или последующий штраф тоже приведет нарушителей на курсы, но уже более жесткие, где им наглядно покажут результаты ДТП, как выглядят раскуроченные люди и машины. Такой метод у некоторых охлаждает пыл, говорит Кэмсли.

По поводу штрафов тоже есть нюансы. За нарушения, связанные с фиксацией детей в машине, максимальный штраф сто фунтов (примерно 7,3 тысячи рублей), за другие нарушения - 250 фунтов (18,5 тысячи рублей). Но если офицер полиции посчитает, что этой суммы для вас, как нарушителя или рецидивиста, мало, он сам не станет выписывать штраф, а предоставит это дело суду. А суд может принять любое решение - например, наложить штраф в десятки, сотни тысяч, а то и миллионы фунтов, плюс забрать машину и на определенный срок поставить ее на штрафстоянку. Или продать авто с аукциона, направив деньги в бюджет, а то и вовсе пустить на "крэш" (слом).

России неплохо было бы перенять хотя бы часть этого опыта, отмечают эксперты, и переписать законодательство.

Легковые авто