ГИБДД: За 10 лет число ДТП с участием детей уменьшилось на 23 процента

Вопросы безопасности на дорогах - приоритетны для Госавтоинспекции, ведь ежегодно в различных ДТП Россия теряет тысячи своих граждан.

Причина высокой аварийности в России, как говорят эксперты, человеческий фактор. Усталость - многие водители засыпают за рулем и теряют концентрацию при длительном следовании, несоблюдение банальных правил дорожного движения, неуважение к другим участникам движения - все это становится причиной того, что цифры по дорожно-транспортным происшествиям выглядят порой ужасающе, особенно, если учесть сезонность аварий с участием детей, число которых в летний период достигает своего пика.

Автобусный тур

Поездки в летний лагерь или на праздничные мероприятия, школьные экскурсии - все они требуют организации перевозки группы детей. Правила для нее установлены Минтрансом России. Они начинают действовать, если в салоне автобуса находится больше 8 детей, а само транспортное средство в момент перевозки не является маршрутным. Однако если детей сопровождают родители, которые не исполняют в этот момент роль воспитателя или медицинского работника, то Правила перестают действовать, а вся ответственность за безопасность ребят переходит на их родителей.

По словам Оксаны Федоровой, телеведущей и Президента благотворительного фонда "Спешите делать добро!", который организует летний отдых для малоимущих и многодетных семей, каждая поездка начинается с поиска надежного перевозчика: "Мы знаем, насколько важно для детей хорошо отдохнуть летом, набраться сил, положительных эмоций и впечатлений. Особое внимание мы уделяем безопасности доставки детей к месту отдыха, отдавая предпочтение транспортным компаниям, давно зарекомендовавшим себя на этом рынке, имеющим хорошие отзывы, проверяем всю документацию, лицензии перевозчика с нашей и встречающей стороны".

К сожалению, практика показывает, что уже на этапе поиска автобуса встречаются первые проблемы. Стремясь сэкономить, организаторы обращаются к водителям- "частникам". Но именно они чаще всего нарушают правила дорожного движения и правила перевозки детей. Кроме того, такой водитель, в отличие от работника транспортной компании, не контролирует технического состояние автобуса и освобожден от прохождения медицинского осмотра.

Как ранее сообщал замглавы Ространснадзора Асланбек Ахохов, взрослым стоит задуматься, выбирая транспорт для детей, обращаться в специализированные пассажирские предприятия, которые имеют свою техбазу, машины. Надо выбирать компанию, которая занимает на рынке в регионе серьезную долю, чтобы они чувствовали ответственность.

После определения ответственного перевозчика, заключения договора фрахтования, определения маршрута приходит время уведомления о перевозке детей Госавтоинспекции. Для небольшой группы достаточно сообщить инспекторам о поездке, если же группа большая и состоит как минимум из 3 автобусов, то необходимо оформление заявки на сопровождение автомобилями ГИБДД.

Последнее требование начнет действовать с января 2017 года. В то время как уже в мае текущего года вступили в силу поправки в КоАП, которые ужесточили ответственность за нарушения правил перевозки организованных групп детей. Во-первых, штрафы были распространены не только на водителя, но и на должностных и юридических лиц. Во-вторых, они были существенно увеличены: для водителя до 3 тысяч рублей, для должностных лиц - до 25 тысяч рублей, а для юрлиц - до 100 тысяч рублей. При этом нарушениями правил перевозки являются не только превышение скоростного режима, но и отсутствие договора фрахтования, программы маршрута, списка детей и сопровождающих их взрослых.

Кроме того, впервые была введена административная ответственность за перевозку детей в ночное время. За такое нарушение водителя ждет штраф в 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев, должностное лицо может заплатить 50 тысяч рублей, а юридическое - 200 тысяч рублей.

Как пояснил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, в ближайшем будущем систему перевозок детей ждут и другие реформы. Всего в соответствии с утвержденным Председателем Правительства планом совершенствования нормативных документов по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий Минтрансом были подготовлены 5 проектов федеральных законов. Они внесены в Правительство, подписаны 3 предусмотренных планом проекта.

Кроме того, в марте 2016 года утверждена концепция организации перевозок групп детей автобусами и план ее реализации, включая рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации школьных автобусов.
Минтрансом России ведется работа по вопросу введения лицензирования перевозок пассажиров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе перевозок детей школьными автобусами.
"Пока же можно сказать, что по итогам проверок Ространснадзора, проведенных в 2015 году, было выявлено свыше 167 тысяч нарушений транспортного законодательства. По итогам рейдов напрашивается вывод, что на качество перевозок ощутимо влияет снижение уровня общей дисциплины перевозчиков, а также уровня квалификации водительского состава. Эти проблемы и будем решать в первую очередь", - сообщил Н. Асаул.

Неверный выбор

Если рассматривать статистику происшествий детально, можно отметить, что одной из самых частых проблем на дорогах России является несоблюдение очередности проезда - из-за такого нарушения произошло почти 30 000 ДТП за год, в которых погибли около 1292 человека и ранены были 41 353 человека.
В числе нарушений также несоответствие выбранной скорости имеющимся условиям движения, неправильный проезд пешеходных переходов, неверный выбор дистанции, а также выезд на полосу встречного движения и, конечно же, несоблюдение правил перевозки детей.

"Больше половины пассажирских перевозок внутри страны завязаны на автобусах, за рулем которых работает почти 3 миллиона человек. Именно от их работы, в первую очередь, зависит безопасность поездки. Неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходных переходов или превышение скорости на плохой или мокрой дороге - в 70% случаев именно эти ошибки водителей автобусов приводят к ДТП. От того, выспался ли человек за рулем, насколько он внимателен и опытен зависят жизни пассажиров, в нашем случае - детей. Конечно, ответственные родители, организаторы детских поездок должны проверять водителей, которым они доверяют самого дорого в их жизни человека, на соответствие профессиональным требованиям и наличие опыта. Но было бы намного надежнее, если бы безопасность детских автоперевозок также находилось под более строгим контролем администрации перевозчиков", - отмечает президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.

Детский вопрос

По статистике за первое полугодие 2016 года было зарегистрировано 8126 ДТП, в которых фигурировали дети и подростки в возрасте до 16 лет. 254 ребенка погибло, ранения получили 8662. При этом в общем процентном соотношении от числа всех ДТП в стране, происшествия, где были и дети, занимают 11%.
Аварии происходили как на личных автомобилях, так и из-за нарушения правил перевозки экскурсионными автобусами.

Есть категория ДТП - 26,9% случаев - которые возникали по вине самих ребят. Такие случаются, когда школьники выбегали на дорогу, неправильно переходили через пешеходные переходы, выезжали на велосипедах на проезжую часть и т.д. По мнению специалистов, уменьшить количество таких ДТП можно за счет проведения ряда мероприятий в школах и работой с семьями по безопасному поведению на дорогах.

"Ежегодно сотрудники ГИБДД проводят для юных инспекторов движения массовые мероприятия по правилам дорожного движения, такие как Всероссийский конкурс ЮИД "Безопасное колесо", специализированные смены ЮИД в детских оздоровительных лагерях, проходящие как на всероссийском, так и на региональном уровне.

Через этот неформальный вид объединения Госавтоинспекция прививает детям, а также и тем, кто находится рядом с ними, правильное "дорожное" поведение.

Одно из важнейших направлений работы Госавтоинспекции - это содействие педагогам в обучении детей правилам поведения на дорогах. Сегодня ведется работа по совершенствованию преподавания основ Правил дорожного движения во всех образовательных организациях, в том числе и дошкольных.
Ещё один важный момент: всё больше начинают обучать не только теории, но и практике. Ведь у ребят навыки применения полученных знаний с учётом сложного городского движения, массы отвлекающих моментов, неправильного поведения взрослых - очень слабы. Поэтому мы нацелили воздействие на детей дошкольного возраста, начальных классов. К примеру, был разработан комплекс занятий по правилам нахождения детей в автомобиле", - отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин.

Уровень культуры

В ряде регионов - в Чечне, Ингушетии, Магаданской и Владимирской областях - показатели детской смертности в результате ДТП минимальны. Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров поделился опытом - как удается воздействовать на водителей и снижать кривую печальной статистики.

"Просим, уговариваем и, бесспорно, привлекаем к ответственности. Проводим по каждому случаю разбирательство, делаем профилактику нарушений. Привлекаем к этому и детей, и общественные организации, которые на дорожных постах раздают наглядный материал водителям.

Для детской безопасности нужно обязательно предусматривать тротуары вдоль дорог, увеличить места переходов для пешеходов, строить подземные и надземные переходы. Водители транспорта, которые перевозят детей обязательно должны использовать ремни безопасности, детские кресла. И нужно беспощадно наказывать тех, кто эти условия не соблюдает", - заявил Евкуров.

"Главной проблемой в сфере дорожной аварийности по-прежнему остается повышение культуры участников дорожного движения, - это еще раз подчеркнул президент России на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения, который состоялся в марте этого года в Ярославле", - сообщил В. Кузин. - "Только за последние несколько лет в стране прошли такие широкомасштабные социальные кампании, как "Пристегнись!", "Некуда спешить", "Притормози!", "По правилам", - все они затрагивали различные, наиболее проблемные аспекты обеспечения дорожной безопасности".

"К обсуждению проблем повышения безопасности на дорогах сегодня активно присоединяются общественные организации, научное и экспертное сообщество, молодежь и студенты, средства массовой информации и просто неравнодушные люди. Так, к социальной кампании "Дистанция", которая прошла в России в апреле-мае, присоединились представители органов государственной власти, эксперты, общественные деятели практически во всех российских регионах, - отметил В. Кузин. - "Социально активная общественность все более активно заявляет о своей готовности поддержать деятельность по формированию культуры поведения на дорогах. Об этом можно судить на примере Международного конгресса "Безопасность на дороге ради безопасности жизни", который проходит каждые два года в Санкт-Петербурге. В этом году основной тематикой предстоящего конгресса станет роль гражданского общества в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения".

Ответственность на водителе

И действительно, что касается детей-пассажиров, тут ответственность лежит именно на водителях. По установленному законодательству дети в возрасте до 12 лет должны перевозиться в машинах исключительно в удерживающих устройствах и обязательно пристегнутыми. Подростки старшей возрастной группы обязаны быть пристегнуты ремнями безопасности при передвижении в автомобиле. При этом, даже несмотря на довольно-таки внушительные штрафы, многие пренебрегают такими правилами и перевозят ребят без какой-либо фиксации. И в момент ДТП такая безответственность заканчивается крайне плачевно. Переломы рук и ног - не самые страшные последствия. При ударе нежные кости и хрящи шеи малыша, черепные кости и внутренние органы разрываются, ломаются и рвутся очень быстро. Кроме того, ребенок легко может удариться головой и получить серьезную травму мозга, когда его начнет бросать по машине.

И стоит задуматься - нужно ли рисковать самым дорогим, что есть в жизни - или проще потратиться на автокресло и перевозить маленького пассажира по правилам.

Сегодня родители, как показывает статистика, становятся более ответственными - по сравнению с 2005 годов число ДТП с участием детей уменьшилось на 23%. И специалисты очень рассчитывают на то, что и дальше показатели снижения детского травматизма и смертности на дорогах будет существенным.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.