Система оповещения призвана значительно сократить время прибытия спасателей и врачей скорой помощи на место ДТП. Но, как выяснилось, в республике она работать не будет по причине полного отсутствия необходимого оборудования.
Обязательная кнопка
По словам министра технического регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерия Корешкова, обязательная установка такого оборудования на автомобили явится важным этапом повышения безопасности колесных транспортных средств. "Оперативное оказание помощи и спасение человеческих жизней - главная цель создания систем вызова экстренных служб в союзных странах", - отметил министр.
По данным комиссии, большинство транспортных средств, выпускаемых в государствах ЕАЭС, уже прошли подтверждение по новым требованиям. Как сообщили в минпромторге РФ, к концу 2016 года все основные автомобильные бренды, производящие или поставляющие свою продукцию в ЕАЭС, завершили либо завершают оснащение автомобилей "тревожной" системой. В отношении машин, ввозимых физическими лицами из третьих стран, действуют те же требования. Гражданам, желающим в частном порядке ввезти в ЕАЭС после первого января 2017 года транспорт (как новый, так и бывший в употреблении), необходимо помнить, что легковой автомобиль должен иметь встроенную работоспособную систему вызова экстренных оперативных служб.
Представительство Таможенной службы России в Киргизии выступило с обращением к физическим и юридическим лицам, перемещающим автотранспортные средства из КР в РФ. В нем, в частности, сказано: "С первого января 2017 года для выпуска в обращение автомобиля в Российской Федерации требуется его оснащение тревожной кнопкой. Информация о ней должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции машины... При отсутствии таких сведений паспорт транспортного средства (ПТС) таможенными органами РФ выдаваться не будет".
Стоит отметить, что без ПТС в России автомобиль использовать нельзя.
Новое правило, как отметили в Евразийской экономической комиссии, не касается транспортных средств, уже завезенных на территорию стран-участниц союза и находящихся в эксплуатации.
Как она работает
В России система автоматического вызова экстренных служб, устанавливаемая в производимых в РФ автомобилях, называется "ЭРА-Глонасс". Она в доли секунды передает всю информацию спасателям МЧС и врачам скорой медицинской помощи. "В разных машинах кнопка может быть в разных местах. Главное, чтобы до нее мог дотянуться пристегнутый водитель", - объясняют в компании-разработчике.
Система активируется либо в момент удара, либо в результате нажатия кнопки. Автоматически определяется местоположение автомобиля и включается связь с оператором. По данным компании, "ЭРА-Глонасс", установленная в машинах, за два последних года успешно сработала более 100 тысяч раз. Благодаря ей было спасено несколько тысяч человеческих жизней.
В Казахстане система вызова экстренных служб называется "ЭВАК". Процесс ее создания должен вот-вот завершиться. "ЭВАК" синхронизируют с "ЭРА-Глонасс" и европейской "еCall", которая также предназначена для информирования о дорожно-транспортных происшествиях. Система будет получать сигналы об авариях с бортовых терминалов, установленных на автомобилях, и передавать их в единую дежурно-диспетчерскую службу всех областей Казахстана. Оператор, получив точные координаты на электронной карте и уточнив их у водителя по голосовой связи, передаст данные в службы оперативного реагирования.
Что касается Беларуси, то ее система называется "ЭРА-РБ". Но, насколько известно, в полную силу она пока не работает. В связи с чем для республики сделали исключение - завозить автомобили на ее территорию без тревожной кнопки можно до 2018 года.
А что Киргизия?
Системы оповещения, аналогичной "ЭРА-Глонасс" или "ЭВАК", в Киргизии, как оказалось, нет. И получить сколько-нибудь внятные комментарии в госорганах по этому поводу не удалось. Вопросы просто "перебрасывались" из одного ведомства в другое - из министерства экономики в министерство транспорта и дорог, оттуда - в Госагентство автомобильного и водного транспорта.
Заместитель директора госагентства Максат Жумабаев в беседе с корреспондентом "РГ" сказал, что новый технический регламент больше касается стран-производителей автомобилей, в число которых Киргизия не входит. "А по поводу создания республиканской системы экстренного оповещения могу лишь сказать, что определенная работа по ее созданию ведется", - добавил он.
В Государственной регистрационной службе КР заявили, что никаких изменений с первого января 2017 года в правилах постановки автомобилей на учет не произошло.
Что касается экстренных служб республики, то там были весьма удивлены, узнав о том, что теперь в машинах должны быть тревожные кнопки, обеспечивающие передачу информации о ДТП. "Нам никто ничего по этому поводу не говорил, никаких действий не проводилось. В основном мы получаем вызовы от пострадавших в авариях и очевидцев. Но если когда-нибудь такая система в стране заработает, то это, конечно, можно только приветствовать", - отметил заместитель главного врача Станции скорой медицинской помощи Бишкека Болот Абдылдаев.
Его слова практически повторили и в МЧС. "Наше ведомство на данный момент не входит в этот проект", - добавили в министерстве.
Независимые эксперты по вопросам автомобильного рынка КР, между тем, уверены, что система экстренного оповещения в стране если и появится, то нескоро. "Она стоит очень дорого. Необходимо закупить оборудование. Это миллионы сомов, которых в дефицитном бюджете страны нет. Судя по тому, что республика никак не может получить обещанные партнерами по ЕАЭС средства на сертификационные лаборатории, создание аналога "ЭРА-Глонасс" нам уж точно никто не оплатит", - полагает аналитик Канат Джакиев.
Получается, что тревожная кнопка на машинах, которые завозят в республику с января 2017 года, не более чем украшение. Но необходимо заметить, что выехать и передвигаться по территории России с неактивированной системой оповещения будет весьма проблематично.
По словам руководителя представительства Таможенной службы РФ в КР Игоря Куркова, у киргизских коллег уже запросили, как они намерены работать дальше в связи с нововведением.
Кстати
В республике с 2012 года действует единый номер экстренных служб - 112. По словам министра чрезвычайных ситуаций КР Кубатбека Боронова, это многоуровневая система реагирования с использованием передовых достижений в области информационных технологий и передачи данных. Она объединяет все дежурно-диспетчерские службы - пожарную, скорой медпомощи, милиции и газовую. В результате время реагирования на ЧП сокращается на 10-15 процентов.
За пять последних лет количество дорожно-транспортных происшествий в Киргизии увеличилось в три раза. Об этом заявили в министерстве внутренних дел КР. По данным ведомства, 74 процента от всего количества ДТП происходят по вине водителей, 8 - пешеходов, 18 - из-за плохого технического состояния автотранспортных средств.
В 2015 году было зарегистрировано 6656 ДТП, в которых погибли 976 и получили телесные повреждения различной степени тяжести 9847 человек. По разным оценкам, ежегодные потери экономики республики от аварий на дорогах составляют примерно 250 миллионов долларов.