Корреспондент "РГ" решил выяснить, а куда собственно производители сбывают залежалый товар? Особенно актуальна эта проблема для тех, кто имеет дело со скоропортящимися продуктами: мясом, молоком, хлебом.
- Когда нам возвращают продукцию, часть ее мы пускаем на переработку, делаем панировочные сухари, - говорит заведующий производством хлебокомбината "Волжского" Евгений Нужнов. - Кроме того, много идет на корм животным. Для этого у нас заключен договор с ветеринарной станцией в Волжском. Они проводят анализ, чтобы подтверждалось качество изделий. Какой-то хлеб может храниться 48 часов, какой-то - 72, в зависимости от категории. Сейчас у нас есть постоянные покупатели из числа фермеров нашего региона. Но три-четыре года назад была неприятная ситуация, когда нас обманули. Покупатели заявили, что приобретают возврат для скота, а на самом деле отправили его в сельские продуктовые магазины. Потом это вскрылось. И теперь мы имеем дело только с проверенными партнерами.
Многие производители предпочитают решать этот вопрос еще на стадии подписания контракта.
- У нас не бывает возврата. Просто все договоры с сетями заключены на безвозвратной основе. Поэтому если что-то остается, утилизация нереализованного становится задачей сетевиков, - ответила замдиректора по качеству Михайловского маслосырокомбината Елена Чиликина.
- С чужими торговыми сетями мы работаем без возврата. По правилам просроченное мясо нужно утилизировать. Но, полагаю, некоторые производители, принимающие возврат, пускают его на переработку. Кроме того, у нас есть собственные магазины. Туда ежедневно завозим свежее мясо, обычно его хорошо разбирают. Если же срок годности подходит к концу, то просто делается уценка товара. Это полностью решает проблему: потребители раскупают все подчистую, - отметил заместитель директора по маркетингу Волгоградского мясокомбината Андрей Шнайдер.
Тем временем в магазинах скоропортящиеся продукты занимают до половины ассортимента. Поэтому как федеральные торговые сети, так и небольшие торговые точки тоже сталкиваются с необходимостью решать этот вопрос. Опытные покупатели уже давно изучили приемы продавцов. Мы сейчас не касаемся случаев мошенничества, когда сотрудники супермаркетов переклеивают этикетки, меняя срок годности, или начищают маслом потерявшую товарный вид колбасу. Но есть и вполне законные способы продать старый товар. Например, ближе к покупателю почти всегда будет йогурт, который выпущен раньше. Если же хотите лакомство посвежее, не поленитесь запустить руку в дальние ряды на полке.
Еще один законный прием ретейлеров - продать лежалый товар по бросовым ценам. Так, сетевики очень часто складывают в одну корзину овощи и фрукты, которые уже потеряли товарный вид и вот-вот должны отправиться в утиль. Цена на эту продукцию, как правило, на 30-70 процентов ниже начальной. Иногда такие корзины стоят прямо в торговых залах, а в некоторых случаях их вывозят к черному входу, где содержимое тут же разбирают покупатели, которых не смущает внешний вид товара и срок годности.
- Всю нераспроданную продукцию, как скоропортящуюся, так и с более длительным сроком хранения, мы возвращаем поставщику. Изначально заключаем договоры, в которых прописываем такое условие. Если же делаем уценку, то это, как правило, внутреннее решение владельцев магазина, не влияющее на доходы наших партнеров. Им удобнее просто забрать или заменить залежавшийся товар, - сказала товаровед магазина "Айси" Елена Лубнова.
Но возврат организуют, как правило, небольшие магазины. У сетевиков другой подход.
- Все, что не успели продать, в обязательном порядке утилизируется. Мы не занимаемся возвратом поставщикам. Утилизация является обязанностью нашей компании, - прокомментировала руководитель отдела закупок торговой сети "МАН" Екатерина Саверина, не уточнив, впрочем, куда вывозится "просрочка".
Конечно, случаи, когда испорченная продукция просто вывозится на свалку, к сожалению, тоже бывают. По правилам, все просроченные продукты должны уничтожаться. А сам факт утилизации необходимо подтверждать документально. Соответственно, в конце всей цепочки стоят специализированные организации, занимающиеся утилизацией. Таких на юге России с каждым годом становится все больше.
- Мы принимаем продукты у торговых сетей, а также работаем с конфискатом. Есть два основных типа уничтожения, по каждому свой перечень товаров, - объясняет заместитель директора ООО "Экостандарт" Сергей Аспер. - Первый способ - захоронение на территории скотомогильников. Это федеральные объекты, которые находятся на особом контроле. В таком случае захоронение отходов мы ведем на огороженной территории в биометрических ямах. Так, например, недавно региональный Россельхознадзор передал нам арестованную фуру с киви и яблоками из Польши. Их утилизировали именно таким образом. А для уничтожения мяса используем термический способ, то есть сжигаем.
Как правило, специалисты используют оба эти подхода, потому что каждый из них имеет свои преимущества. Хотя термическое уничтожение в целом распространено, но оно и более затратно. Потому что у многих пищевых отходов, к примеру овощей и фруктов, очень высокая влажность, более 80 процентов.
Специалисты Россельхознадзора провели проверку на мясокомбинате "Калачевском". В холодильной камере они обнаружили 40 килограммов свиной печени, на которую руководство предприятия не смогло предоставить ветеринарно-сопроводительных документов. Ответственным за соблюдение правил является коммерческий директор комбината. Сейчас в отношении должностного лица и фирмы оформлены протоколы об административном правонарушении.