Крайний агропром
Сельское хозяйство на Крайнем Севере, несмотря на меры государственной поддержки, в последние годы переживает трудности. В результате банкротства нескольких крупных хозяйств в мурманском регионе снизились объемы производства мяса птицы и свинины, молока и молочных продуктов. Свинокомплекс и птицефабрика, получившие из федерального и областного бюджетов 689,9 миллиона рублей, закрылись, а их руководители оказались под следствием. Еще одно молочное хозяйство юридически оказалось перерегистрировано в Чеченской Республике, что автоматически лишило его господдержки и тоже привело к упадку. Единственное госпредприятие, некогда племенной репродуктор, находилось в предбанкротном состоянии. В результате к 2015 году в регионе держались на плаву лишь четыре сельскохозяйственных компании. За минувший год из процедуры банкротства удалось вывести два. Их объединили в один совхоз. 350 рабочих мест в поселках Туломе и Лейпи сохранили. Однако долги съедают всю прибыль и не составляют ресурсов на развитие.
Полгода ушло на переговоры, и с основными реестровыми кредиторами было заключено мировое соглашение сроком на 19 с половиной лет. В июне 2016-го арбитражный суд прекратил производство по делу о банкротстве основного хозяйства. Так в регионе сохранилось одно крупное молочное производство и свиноводческое хозяйство. Для того чтобы как можно быстрее закрыть долги перед ресурсниками, заполярным аграриям помогли - закупили фасовочное оборудование, сепаратор для производства сливок и несколько машин: два травяных транспортировочных подборщика-измельчителя и комбайн.
- Индекс сельхозпроизводства все еще находится в области отрицательных значений - 73 процента. Чтобы справиться с ситуацией, власти приняли решение увеличить в 2,5 раза объем поддержки крестьянских и фермерских хозяйств - с 6,5 миллиона рублей до 16,4 миллиона, - уточняется в ежегодном отчете правительства области.
Пожирнее да погуще
Теперь задача управленцев - выпустить новый ассортимент продукции глубокой переработки с большей добавленной стоимостью: сливки, сыр, масло, колбасы. Но в очереди за местными продуктами у молочных ларьков - лишь самые преданные покупатели.
- Здесь все дороже, чем в супермаркетах рублей на десять: молоко от 52 рублей за литр, сметана - от шестидесяти и десяток яиц стоит столько же, масло больше чем 120 рублей за двести грамм, - приводит примеры пенсионерка Анна Волкова. - Но мне дети велели здесь покупать, они верят, что местное полезней.
Федеральные сети предлагают тот же ассортимент от производителей из Вологды или Подмосковья дешевле, даже если без ценника "по акции". Там и сроки хранения больше. Для кого-то это плюс, для кого-то минус. И тем не менее продукция у местных фермеров пока не залеживается.
- Сливки еще пока неактивно раскупают, - поделилась продавец. - Люди просят молока высшей жирности, а у нас его теперь мало - все уходит на новый бренд.
К слову, из пяти тонн молока получают 850 литров сливок. Гонят по сто-двести литров в сутки.
Теперь заполярным аграриям нужно менять не только рацион кормления скота, но и отел в стаде. По словам зоотехника и руководителя одного из совхозов Екатерины Бугаенко, чтобы увеличить жирность молока и синхронизировать удои с запросом покупателя по сезонам, нужно регулировать прирост стада. Уже сейчас телок осеменяют с расчетом, чтобы телились они зимой или к осени и давали больше молока в периоды, когда регион не испытывает оттока населения.
Из пакета в коробку
Раньше местное молоко выпускали в самой экономной упаковке - пакетах и пластиковых стаканчиках. Коробки позволял себе только один молочный завод, в регионе работающий на сухом молоке. Сейчас заполярные производители молочной продукции завлекают покупателя более функциональной тарой - вертикальными твердыми пакетами с крышками и с большим сроком хранения. К рыночной цене и без того дорогого северного молока это накинуло еще два с половиной рубля. Масло из пластиковых стаканчиков уже начали укладывать брусочками в фольгу.
Начальник цеха переработки молока в одном из совхозов Елена Никулина поделилась, что скоро йогурты и кефир будут по пол-литра. Для покупателя это невыгодно, ведь в общей сложности за литр кефира придется переплатить около пяти рублей, но маркетологи уверяют, что такой объем ходовой, брать будут.
Ставка заполярных аграриев на элементарные законы экономики - рост прибыли за счет переработки сырья. Чем шире ассортимент и выше качество конечного продукта, тем больше спрос, а значит, и прямые доходы. Объемы производства придется увеличивать. Следующим шагом, как считают в профильном министерстве, должно стать расширение собственной торговой сети. После сокращений на территории региона осталось около двадцати торговых машин. Теперь их число предстоит увеличить.
- Когда продаешь через крупные сети, на две недели деньги замирают, не сразу в хозяйство поступают, - пояснил профильный министр Андрей Иванов. - А со своих точек тут же возвращаются. А значит, за корма, топливо для техники и так далее можно сразу расплатиться.