Сергей Зинин отметил, что все нововведения планируется внедрять с 2018 года, если апробация будет эффективной, и будет принято решение принять модель к исполнению. В этом году выпускники будут сдавать ЕГЭ по литературе по старым правилам.
"Ушли простейшие тестовые задания, мы их вывели из формата экзамена. Они не очень-то и мешали экзамену, их было немного, и это не были задания с выбором ответа, когда нужно было выбирать из готового, - рассказал руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов. - Это были задания с кратким ответом, требующие совершенно четкого однозначного ответа. Но, тем не менее, они выработали свой ресурс. Они уже достаточно легко выполняются. В школе они уже стали традиционными, такой тренинг такого рода в текущем контроле. Дети с ними справляются. Дифференцирующей силы они уже не имеют. Поэтому в силу своего износа они могут быть исключены из экзамена, а их функции частично перейдут к оставшимся заданиям. То есть проверка знания литературных фактов, художественных средств, и т.д".
Сергей Зинин заверил, что экзамен не усложнится. По сути, все останется, как было, но у экзаменуемого будет больше выбор заданий. Четыре кратко связанных ответа, адресованных конкретному тексту и полноформатное сочинение - вот виды заданий. При этом каждому конкретному тексту будет предложено несколько вопросов, и ученик сможет выбрать свой. Появилась вариативность не предлагаемого материала, а самих вопросов к нему. "Это дает возможность проявить себя выпускнику как творческому читателю", - объясняют разработчики.
"Задание даже несколько упрощено на сопоставление, на литературный контекст. Это когда нужно произведение, проанализированное на экзамене, сравнить еще и с другими произведениями по сходным мотивам, темам, проблематике, и т.д. Раньше нужно было два произведения, и при желании подобрать больше аналогий, теперь одно, но зато вглубь и более основательно. Навык проверяется тоже, но качественно задание в каком-то смысле улучшилось, - рассказал на пресс-конференции в медиацентре "Российской газеты" Сергей Зинин.- Наконец сочинение. Оно сохранилось. Оно всегда было в ЕГЭ. Все расхожие анекдоты, в том числе, увы, и журналистские подчас, на протяжении существования ЕГЭ о том, что на ЕГЭ спрашивают какие-то мелкие детали, спрашивают, сколько пуговиц было на сюртуке у героя, какого цвета у него были глаза. Это все был миф, это были именно анекдоты, не более того.
Нынешняя модель ЕГЭ по литературе предполагает три темы сочинения. А по новой форме их будет уже четыре, и в темах будет учитываться не только литературная эпоха, но и сам жанр работы.
По данным разработчиков, в первичной апробации приняли участие более тысячи участников из 60-ти образовательных организаций разных типов 13-ти субъектов Российской Федерации, среди которых Калининградская область, Костромская область, Красноярский край, Москва, Нижегородская область, Республика Бурятия, Татарстан, Санкт-Петербург, Тверская область.
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак заявил, что можно было бы много говорить о достоинствах и недостатках системы контроля, но ЕГЭ это "лучшее из возможных зол". "Посмотрите, что происходит с рейтингованием в университетах. Я 33 года в университете преподаю, я вижу, что у всех университетов созданы целые подразделения для того, чтобы нужные цифры создавать. Процесс выработки нужных индикаторов и критериев абсолютно подменяют собой учебный процесс. Посмотрите, что произошло с аспирантурой. Это катастрофа абсолютная, когда копируя зарубежные образцы, мы аспирантуру превратили в новый уровень образования. Это свидетельствует о том, что вообще-то недостатки, которые присущи этой системе, выходят далеко за пределы этой частной проблемы, - констатировал профессор. - В целом меня очень привлекают публичные обсуждения. Я считаю, происходит новый этап обсуждения без каких-то битв, бичеваний, послаблений и уничтожений, а спокойное, деловое, четкое обсуждение со статистическими итогами, которые уже вовлекаются в совершенствование системы контроля. Я считаю, это позитивный момент. Я одобряю усилие нынешнего Министерства образования и науки, потому что налицо гораздо более взвешенный подход к тому, что происходит в частности в системе контроля преподавания литературы. Гораздо более страшной непереносимой революции сейчас не дай бог, был бы полный отказ от системы контроля, и возвращения к тому, что уже навсегда осталось в прошлом. Те шаги, которые предприняты, в целом, кажутся мне приемлемыми и правильными".
Екатерина Баркина обозначила "боль" учителей русского языка и литературы - катастрофически маленькое количество часов по литературе. "Только вдумайтесь 5, 6, 7, 8 класс - это 2 часа в неделю. В 9 классе - 3 часа в неделю, в 10 классе, если администрация подарит, то это 4 часа в неделю. Литературы объем таков, что за такое количество времени невозможно качественно это изучить. В 10 классе прочитаем Евгения Онегина и Анну Каренину, есть и такая точка зрения, но мне кажется, надо золотую середину найти между тем, что мы изучаем, огромный объем произведений в перечислительном порядке. У нас нет порой времени, для того чтобы чутко отнестись к слову, которое дети не видят в произведении. Они не умеют с ним работать, и поэтому им так тяжело писать маленькие сочинения по литературе, которые в модели ЕГЭ существуют, и в предыдущих моделях тоже были заложены", - пояснила Екатерина Баркина.
По мнению учителя, у разработчиков заданий ЕГЭ по литературе очень сложная задача - создать модель, которая бы адекватно отражала, чему ребенок научился за 11 лет пребывания в школе, как он умеет анализировать литературное произведение, умеет его чувствовать, понимать, и что он для себя вынес из него.
"Безусловно, это оптимизированная модель, она более эффективна, - заявила Екатерина Баркина. - Но с точки зрения существующих проблем в литературе, в преподавании литературы, в методике, в наполнении федеральных государственных образовательных стандартов, в том, каким образом эта информация попадает к нам в школу, я считаю, есть довольно большая пропасть. Далеко не все учителя литературы разделяют данную модель и вообще ЕГЭ по литературе. Потому что научить написать эти маленькие сочинения и одно большое - это сложно. Стоит ли вводить устную часть по литературе? Во всем должно быть чувство меры. Все прекрасно знают о том, что устная часть есть в иностранных языках, это по времени затратная процедура. Конечно, надо учиться говорить. Надо каким-то образом устно эти испытания вводить. Но это нужно делать в рамках школы. Надо школе больше доверять".
Пресс-конференция "Каким будет экзамен по литературе" в "РГ"