Дворцовый аврал
Конечно, в ТОП-20 попали только самые известные памятники архитектуры Крыма: Воронцовский, Ливадийский, Бахчисарайский дворцы и другие известные на весь мир произведения архитектуры. Прежде чем к работе приступят реставраторы, там проводят неотложные противоаварийные работы. Во многих музеях текут крыши, на стенах появилась плесень, где-то подступают грунтовые воды. Более четверти века в этих музейных комплексах зачастую не было даже текущего ремонта.
- Первоочередные работы на 20 объектах культурного наследия закончат в первом квартале нынешнего года, - рассказал председатель Государственного комитета по охране культурного наследия РК Сергей Ефимов. - А завершится реставрация к концу 2017-го.
Впрочем, о точных сроках начала и окончания работ специалисты говорят осторожно. Приступить к реставрации планировали еще в прошлом году, но по разным причинам она отодвигалась. В конце концов, заложенные в федеральном бюджете средства перебросили на 2017 год. Можно точно утверждать, что отремонтировать и отреставрировать галерею Айвазовского к юбилею художника не успеют.
- Если вы бывали в галерее, значит вы находились в залах, у которых состояние относительно неплохое, - говорит глава администрации Феодосии Станислав Крысин. - В другие просто не пускают. Там плесень по стенам, осыпаются витражные стекла.
Чтобы вернуть комплексу первозданный вид, необходимо около 200 миллионов рублей. Впрочем, в госкомитете считают, что, если деньги поступят даже завтра, торопиться не стоит. И бог с ними с круглыми датами - главное сделать все качественно.
Радует, что реставрация не помешает работе галереи: туристы смогут посещать ее летом.
"Ласточку" вылечат
Пожалуй, самая сложная задача стоит перед реставраторами при работе в замке Ласточкино гнездо. Этот шедевр архитектуры, ставший самым тиражируемым туристическим символом полуострова, уже около 20 лет находится в аварийном состоянии. Точнее, страдает не столько замок, сколько не менее знаменитая скала Аврора, на краю которой стоит "ласточка". Основание под замком нуждается в срочном укреплении. Творение архитектора Шервуда заметно пострадало во время землетрясения 1927 года. Тогда с башен в море упали шпили, но сам замок выстоял. Еще с тех пор Аврора требует постоянного наблюдения, а Ласточкино гнездо - поддержки. Последний раз укрепление фундамента под зданием проводили еще в начале 1960-х. С осени 2013 года замок закрыт для посещения (в плите фундамента обнаружили новую трещину), и попасть в него в этом году тоже не получится. На смотровую площадку на Авроре пройти можно.
Специалисты говорят, что, как ни странно это звучит, самым простым способом решения проблемы был бы разбор замка до основания, укрепление под ним скалы и сбор заново на том же месте. Технически это возможно, и подобная практика в мире есть. Более того, ее немало. Но сделать такое в Крыму, да еще и с главным символом полуострова, вряд ли кто-то решится. Поэтому специалисты-геодинамики изучат Аврору с электронным сканером. Для этого создадут геодинамическую решетку скалы с разрешением 1 метр. Если этого окажется недостаточно, разрешение уменьшат до 50 сантиметров, чтобы найти центры внутреннего напряжения пород и возможные векторы разлома. Также нуждается в обследовании подводная часть Авроры.
Замок останется закрытым для посещения еще минимум два - три года.
- Прежде всего, необходимо провести укрепление скалы, - пояснил заместитель директора ГБУ "Дворец-замок "Ласточкино гнездо" Александр Левин. - Есть множество мнений. Один из вариантов: инъектирование. В пустоты в скале закачивают специальный материал, который скрепляет скалу.
Купите замок
Однако помимо федеральных памятников в Крыму есть еще и региональные. Они не так известны, но знакомые каждому с детства, создают неповторимый облик и историю любого города. И многие из них в печальном состоянии. В России существует как минимум две программы восстановления исторических архитектурных ансамблей из руин. С января 2012 года в Москве действует региональная программа "Рубль за метр". Ее суть в том, что, если некий инвестор за пять лет восстанавливает разрушенную усадьбу, дворец или крепость, то получает их в аренду сроком на 49 лет по цене 1 рубль за 1 квадратный метр. За первые три года в программу вошли 19 зданий. Четыре из них, в том числе усадьба графа Орлова, уже полностью отреставрированы. Нововведение оказалось выгодным всем: государство вернуло исторические памятники, а инвесторы получили роскошные особняки в самых престижных районах Москвы. Другая программа - "Зеленый коридор", по линии министерства культуры РФ - позволяет инвестору сразу получить в собственность восстановленный памятник архитектуры, если он сделает это за семь лет, не нарушив требования охранного законодательства. Программа действует с декабря 2014 года, и уже на первый аукцион были выставлены руины шести подмосковных усадеб.
Нечто подобное есть и в Крыму. Еще в украинский период инвестору перешла знаменитая усадьба Кесслера-Ферсмана в селе Лозовом. В 90-е она пришла в упадок и стала разрушаться. С инвестором заключили соглашение, которое он выполнил, а реставраторы за работу удостоены госпремии республики. Теперь госкомнаследия хочет перенести успешную практику уже в российскую действительность.
- Мы подготовили несколько объектов, которые хотим предложить заинтересованным лицам, - рассказал Сергей Ефимов. - И первым в этом списке значится замок графини Монжене в селе Пионерском. Если опыт получит развитие, это может стать спасением для целого ряда исторических зданий в Крыму, включая дом врача Арендта в центре Симферополя, споры о судьбе которого тянутся уже не один десяток лет. Но для этого нужно обоюдное желание владельца памятника и инвестора.
- Бесхозных объектов практически нет, - говорит зампредседателя Госкомнаследия РК Вячеслав Зарубин. - Это Крым, здесь каждая "сараюшка" кому-то принадлежит. Поэтому нужно искать законных владельцев и с ними договариваться, может быть выкупать или брать в аренду аварийные памятники. А комитет готов в этом содействовать.
Справка "РГ"
Замок графини Монжене расположен в пределах Салгирской долины, в селе Пионерском неподалеку от Симферополя. Французская семья - Анна и Адольф Монжене - купили усадьбу у помещика Василия Гнутова и в конце XIX века перестроили дом в модном по тем временам неоготическом стиле. Дом походил на средневековый замок с двумя круглыми башнями. Вокруг был обустроен парк и фруктовый сад. Перед главным входом возведен фонтан с овальным бассейном. Похоронен Адольф Монжене де Сен-Моран неподалеку от своего дома, но могила не сохранилась. Из всей конструкции графского имения до сегодняшнего дня устояли лишь наружные стены, лестница и трехэтажная башня-флигель. Внутренняя часть здания почти полностью уничтожена и завалена перекрытиями обрушившегося второго этажа.