Какую работу вы поставили первой как балетмейстер?
Марина Ласточкина: В 2012 году я отмечала 30-летие моей творческой деятельности и к этой дате поставила балет "Кармен-сюита". Это произведение для нашего театра новое. Я станцевала главную партию, а постановка стала моей дипломной работой как балетмейстера-постановщика.
В июне 2016 года я поставила "Половецкие пляски" для оперы "Князь Игорь", прошедшей, кстати, с большим успехом. Номер вызвал у зрителей восторг.
Сейчас я ставлю балетный акт в опере "Ай-Чурек", совсем скоро зрители увидят совершенно новый спектакль. Подробно рассказывать не буду, но скажу, что театралов ждет большой и приятный сюрприз.
Недавно вас как главного балетмейстера пригласили участвовать в V Cанкт-Петербургском культурном форуме, организованном правительством РФ. Как в России относятся к киргизскому балету?
Марина Ласточкина: Очень теплое отношение к нашему театру у российских мастеров сцены, ведь многие из них у нас частые гости. Что касается форума, это было грандиозное мероприятие. Открывал его президент России Владимир Путин. Затронуты на форуме были очень многие вопросы, в том числе и то, как развивается балетное искусство в странах СНГ после распада СССР. Памятуя о закрытии театра оперы и балета в Туркмении, многие мои коллеги из Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, республик Прибалтики интересовались: а как у нас? Честно скажу, я была горда за нашу страну и всем рассказывала, что наш театр жив, и не только. У нас ставятся как известные, так и новые спектакли. Причем не под фонограмму, а в сопровождении живого оркестра. Другое дело - организация гастролей наших танцоров. Это очень сложно, но с той же проблемой сталкиваются и в других странах. Я разговаривала на форуме с моими коллегами-балетмейстерами, у них такая же ситуация.
Председательствовал на балетном форуме народный артист России Борис Эйфман, а почетным гостем был народный артист СССР Владимир Васильев. Он предложил чаще собираться, обмениваться мнениями, чтобы искусство балета развивалось.
В программу форума входило посещение хореографического училища имени А.Вагановой и академии танца Бориса Эйфмана, а в Александрийском театре нам показали его блистательную работу - балет "Чайковский". Также мы посетили киностудию "Ленфильм" где увидели фильм-балет "Братья Карамазовы".
Многие молодые артисты стараются уехать за границу, чтобы попытаться чего-то достичь там. У наших мэтров есть достойная смена?
Марина Ласточкина: Сейчас наша труппа состоит из молодых, подающих надежды артистов. Мне как балетмейстеру очень приятно работать с ними. В прошлом году моя дочь Диана Ласточкина с отличием закончила хореографическое училище. На выпускном концерте она танцевала адажио Белого Лебедя из балета "Лебединое озеро". Знаете, а ведь 35 лет назад, когда я выпускалась из училища, я тоже танцевала Лебедя, только Черного. Сейчас Диана пришла работать в театр. Так что у меня точно есть достойная смена. Она готовит партию Заремы в балете "Бахчисарайский фонтан. Это будет ее первая главная партия.
Хочу сказать, что в Киргизии очень многое делается для развития классического искусства. Во-первых, молодым артистам выплачивают президентские стипендии, подняли оклады, так что финансовый вопрос решается. Во-вторых, мы стараемся расширить репертуар театра. Например, хотим восстановить такие балеты, как "Шопениана" и "Пахита". Есть в планах и новые балетные постановки. Так что я бы посоветовала молодым артистам хорошенько подумать, прежде чем решиться куда-то уехать. Ведь в странах, куда они собираются, есть свои перспективные танцоры, и приезжим будет непросто пробиться.
Вам самой никогда не хотелось уехать?
Марина Ласточкина: Было много предложений. Приглашали в Петербург, звали в Австрию, но нет. Не знаю, можно ли считать меня патриоткой, но наш театр считаю лучше других. Он мне родной, горжусь им и нашей труппой. Конечно, без трудностей не обходится, но ведь мы находим выход из положения.
Существует ли разница между советской балетной школой и западной?
Марина Ласточкина: Раньше во многих западных хореографических училищах предпочитали преподавать по советской методике. Активно используют они тот опыт и сейчас. У нас эта методика тоже сохранилась, но есть другая проблема: родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался хореографией, почему-то считают, что сначала детей надо отдавать на занятия гимнастикой. В дальнейшем это приводит к тому, что у мальчика или девочки остаются в памяти спортивные движения, то есть совсем не те, что требуются в балете. Поэтому лучше проконсультироваться с педагогами нашего хореографического училища. Они сразу скажут, стоит ли сыну или дочери связывать свою судьбу с балетом.
Вас считают строгим педагогом?
Марина Ласточкина: У меня больше, наверное, требовательности, чем строгости. Считаю, что дисциплина в балете должна быть на первом месте. Особенно спрашиваю за не-обоснованный пропуск занятий. Если заболел, принеси больничный. Но если человек не пришел на занятия только потому, что не захотел или поленился, значит, нам не по пути. С другой стороны, стараюсь, чтобы каждая репетиция была эффективной. То есть, приходя в класс, составляю некий план, и у меня все заняты делом.
Очень скрупулезно слежу за нагрузкой. Это особенно важно. Ведь если балерина потянет мышцу или сухожилие, это надолго лишит ее возможности заниматься. У нас в театре говорят: чтобы станцевать Лебедя, им нужно родиться. То есть труд, бесспорно, важен, но он не должен вредить.
Какие национальные балеты Киргизии вы бы назвали шедеврами отечественного искусства?
Марина Ласточкина: В первую очередь, конечно же, "Чолпон". Балет впервые был поставлен в 1958 году. Позже фильм-балет "Чолпон", созданный на студии "Ленфильм", был показан более чем в 40 странах, получив мировое признание.
Триумфом отечественного балета я бы назвала постановку "Материнское поле". Конечно, это подлинно национальная эпопея, в которой нашли воплощение не только музыкальные традиции, но и духовное богатство народа, его философия, запечатленная в памятниках устного творчества. Созданный в 1975 году по одноименной повести Чингиза Айтматова, балет-оратория в 1976 году впервые в истории киргизского искусства был удостоен Государственной премии СССР и впоследствии показан во многих театрах союзных республик и за рубежом.