03.03.2017 04:02
Культура

"Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель" - в Музеях Московского Кремля

"Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель" - в музеях Моковского Кремля
Текст:  Жанна Васильева Александр Корольков
Российская газета - Федеральный выпуск: №46 (7212)
Яркие витражи королевской часовни Сент-Шапель, сияющие ослепительной синевой, словно им не 800 лет… Небольшая деревянная скульптура Людовика Святого из парижского Музея Клюни, корона-реликварий из Лувра, и завещание Людовика Святого, продиктованное им в феврале 1270 года, перед отправлением в свой второй (и последний) крестовый поход... Ни драгоценные витражи, ни Евангелие с драгоценным окладом времен последних крестовых походов никогда не покидали пределов Франции… Сегодня они в Москве. На выставке "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", организованной Музеями Московского Кремля вместе с французским Центром Национальных памятников, при поддержке посольства Франции в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции.
Читать на сайте RG.RU

Историки называют иногда XIII столетие "веком Людовика Святого" из династии Капетингов. Причем не только во Франции, но, пожалуй, и в Европе. Его жизнь могла бы служить канвой захватывающего рыцарского романа… В ней была спешная коронация в 12 лет. Всего через три недели после неожиданной смерти отца и вскоре после столь же экстренного посвящения в рыцари… Регентшей при малолетнем короле стала его мать, красавица-испанка Бланка Кастильская, чья мудрость и дипломатический дар будут служить на благо сына и Франции до последних ее дней. В жизни Людовика IX (1214-1270) были сражения с мятежными феодалами на юге Франции… Покупка ни много ни мало - Тернового венца (а затем и других реликвий, связанных с крестным путем Христа) у крестоносцев, завоевавших Константинополь, но попавших в финансовый переплет… Было строительство соборов и собирание уникальной королевской библиотеки… Два крестовых похода на Восток… Во время одного он попал со всем войском в плен и был выкуплен за огромную сумму в 400 тысяч ливров, а второй и вовсе стал для него роковым. Людовик IX умрет в Тунисе то ли от чумы, то ли от дизентерии…

В Кремль впервые привезут реликвии из часовни Сент-Шапель

Казалось бы, перед нами идеальный герой рыцарского романа, один из тех, кто мог бы вдохновлять благородного героя романа Сервантеса. Уже для жителей XVI века эпоха крестовых походов терялась в туманной дали веков, как сейчас, скажем, для нас - их XVI или более поздний XVII век.

Но этот рыцарь, воин, король стал героем отнюдь не романов - житий. Это был король, который в "Поучениях" детям писал (кстати, на французском, а не на латыни - что было необычно в тот век): "Любезный сын, заповедую тебе сочувствовать всем сердцем бедным и всем, кто мнится тебе страждущим душой и телом". Это был король, нередко носивший власяницу, спавший на хлопковом матрасе без соломы и шелковой простыни… Из самых невероятных историй - встреча в страстную пятницу с прокаженным на улице в Компьене, где был королевский замок. Король, шедший босиком, перешел на сторону больного, догнав его, подал милостыню и поцеловал руку. Неудивительно, что многие из его свиты испуганно крестились.

Один из самых основательных и блистательных французских историков ХХ века Жак Ле Гофф, писавший книгу о Святом Людовике пятнадцать лет, последовательно разделяя житийный жанр от исторической биографии,  заметит: "Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство".

Но этот  "анахорет" умудряется быть весьма прагматичным политиком (если, разумеется, не считать крестовых походов), укрепившим королевскую власть, игравшим тонко на противоречиях между Папой Римским и императором Священной Римской империи, дипломатом, книжником, создателем новой судебной и административной системы во Франции…

Именно этот противоречивый король-святой фактически и есть главный герой выставки, открывшейся в выставочном зале Патриаршего дворца. Она вся - как магический кристалл, позволяющий сквозь даль восьми веков представить век готики и рыцарских походов и только складывающихся европейских монархий… Век, когда водяная мельница в Европе еще выглядела восхитительным техническим нововведением… Век, еще помнивший Франциска Ассизского - он умер в 1226, в тот же год, когда Людовик, потеряв отца, становится королем.

В Москве открылась выставка акватинт по "Анне Карениной"

Выставка выстраивает серию "приближений" к своему герою. Кстати, Жак Ле Гофф разделяет мнение тех, кто считает, что "нам не известен ни один достоверный портрет Людовика Святого". Просто и портреты, и автобиографии, и автографы королей появятся чуть позже - после XIII века. Впрочем, на выставке можно увидеть небольшую деревянную скульптуру, которая предположительно дает представление об облике Людовика Святого, который в молодости, говорят, был хорош собой.

Так вот - первое приближение - это королевская часовня Сент-Шапель в Париже. Та самая, что "бросает вызов законам земного тяготения". Та, что была выстроена специально для хранения  купленного сокровища - Тернового венца, привезенного из Константинополя - с заходом в Венецию - в Париж, и освященная в 1248 году. Ее витражи из Национального Центра памятников Франции, лиможские эмали XIII века и того же времени распятия и скульптуры из слоновой кости с изображением Страстей Христовых (из собрания Эрмитажа) - дают представление о красоте оправы, которую король готовил для купленной реликвии. И - о внятности политического послания.

"К тому времени комплексы витражей были во многих соборах. Но обычно отбор сюжетов из Ветхого и Нового заветов подчинен дидактическим целям, - рассказывает куратор выставки, доктор наук Ольга Владимировна Дмитриева.  - Здесь же через все витражи красной нитью проходит тема власти. Из Ветхого завета были отобраны, прежде всего, сюжеты, связанные с властью короля. А последний витраж, посвященный принесению Тернового венца во Францию, подчеркивает, что Людовик не просто наследник этих государей, но наследник самого Христа, потому что теперь обладает его короной. Сент-Шапель стала местом, где культ христианских реликвий сливается с культом короля. В этом отличие программы Сент-Шапель от любого другого готического собора".

Русский музей привез в Малагу "Династию Романовых"

Второе приближение - реликварии. Среди драгоценнейших - корона-реликварий и четырехлистник реликвария Франциска Ассизского из Лувра. "Этот квадрифолий изумительной работы лиможских мастеров изображает, как Франциск Ассизский получает стигматы… Тема уподобления Христу здесь представлена в изумительной ювелирной форме, - рассказывает Ольга Владимировна. -  Франциск Ассизский - святой, которому Людовик старался подражать".

Увы, драгоценный золотой ларец, который обошелся казне в 100 000 турских ливров и в который поместили привезенный из Константинополя Терновый венец Христа (для сравнения - построить Сент-Шапель стоило 40 000 ливров), исчез во время Великой Французской революции. Сам Терновый венец был разделен на три части и хранился в Национальной библиотеке Франции. Сейчас - в Соборе Парижской Богоматери. Тот хрустальный реликварий, украшенный позолоченным серебром, что привезли в Москву из Собора Парижской богоматери, сделан в 1806 году. Он уже должен был не скрывать сокровище, а демонстрировать его. Правда, он помещался в еще один реликварий в форме земного шара, украшенного фигурами ангелов.

Третье приближение - это документы, рукописи и книги. Среди самых впечатляющих - завещание Людовика Святого 1270 года и рукописные книги XIV века. В том числе книга "История жизни короля святого Людовика" Жана де Жуанвиля, рыцаря, приближенного придворного Людовика IX. Он продиктовал свои воспоминания 30 лет спустя после смерти короля. А пережил своего венценосного друга на 47 лет. Можно сказать, мы узнаем о короле из первых уст - от его хорошего знакомого.

Оптика выставочного проекта получается не исчерпывающей, но разнообразной. А значит - позволяет сохранить объемность взгляда.

Прямая речь

Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля:

Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось. Выставка дает уникальную возможность увидеть 78 раритетов эпохи готики из крупнейших музейных собраний Франции и Эрмитажа, рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

Людовик Святой принципиально важная фигура для истории Франции и Европы. Это была личность очень интересная, противоречивая и многогранная. Он был воином и участвовал в ряде походов как внутри страны, так и за ее пределами. Но войну он не любил и старался решать вопросы мирным путем. Великий дипломат, он участвовал в спорах между английским королем и его баронами, между Папой Римским и Императором Священной Римской империи, находя возможность укрепить позиции Франции.

Людовик IX Святой был не просто очень религиозным человеком, который считал себя несовершенным и думал об улучшении нравов в государстве. Он был королем, при котором завершено строительство основных готических соборов во Франции. Он собрал грандиозную библиотеку. Его очень интересовало все, что касалось юридической и административной жизни государства. Например, такое понятие, как презумпция невиновности, существовавшее в Римской империи, было забыто в Средние века и вновь введено им. Начиная с Людовика Святого, юридическая система европейских законов стоится на этом понятии презумпции невиновности.

В Москве открылась выставка художника Дмитрия Шагина

Фигура Людовика Святого не слишком хорошо известна нашей публике. И очень символично, что эти непревзойденные шедевры на три месяца переместились из Франции именно в Кремль.

Кстати

Два концерта светской и духовной музыки эпохи французского Средневековья пройдут в Успенском соборе. Четвертого апреля ансамбль Ensenhas исполнит музыку трубадуров XII-XIII веков. 21 апреля состоится концерт пасхальной музыки ансамблей Labirynthus и "Хронос".

А первые лекции об эпохе Людовика Святого и о французском искусстве ХIII века стартуют уже четвертого марта. Подробности читайте здесь.

Цитата

Жак Ле Гофф, историк:

"Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство"

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"
Музеи и памятники