Каждому из раритетов больше 100 лет, тем не менее, все на ходу. А броневик можно хоть сейчас отправлять в бой.
"Пожалуй, в бой мы его не пошлем, - с юмором говорит высокопоставленный сотрудник Федеральной службы охраны. - Пулемет "Максим" на бронеавтомобиле хоть и не муляж, но он деактивирован (выведен из строя), и на всякий пожарный приварен к корпусу. А то, что бронеавтомобиль на ходу, это точно, я сам управлял им на полигоне. В Кремль он прибыл из музея в Царском селе. Конечно, везли его на платформе - своим ходом преодолеть расстояние от Питера до Москвы для такого раритета - это чересчур. В октябре броневику исполнится 103 года, ветерана надо беречь".
Так и хочется написать: да на таком выступал сам Ленин. Но это не так. Вождь мирового пролетариата произносил речи с русской версии британского броневика "Остин". У этого - другая история. И не менее увлекательная.
Осенью 1914 года император Николай II выделил из своего гаража грузовик для нужд фронта. Шла Первая мировая, машину обшили листами брони и вооружили тремя пулеметами. В отличие от ленинского полубританского броневика, этот был полностью отечественным: его произвели на знаменитом заводе "Руссо-Балт".
Это чудо техники император передал Кавказской туземной конной дивизии. Сегодня термин "туземная" звучит несколько двусмысленно. На самом деле ничего обидного в названии дивизии не было. Да и сами названия тогда мало что значили, например Тарский полк этой дивизии был укомплектован азербайджанцами. К слову, в начале прошлого века жителей Кавказа и Закавказья официально называли туземцами и на службу в армию не призывали. Дивизию формировали за счет добровольцев: чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, дагестанцев, абазин, абхазов и карачаевцев. В составе Дагестанского полка воевал сын Льва Николаевича Толстого - Михаил Львович Толстой. Командовал туземной дивизией младший брат императора великий князь Михаил Александрович.
Дивизия дралась отважно: боевые хроники гласят, что на каждого бойца пришлось по четыре пленных. Броневик "Руссо-Балт" был настолько потрепан в боях, что когда он попал в руки к реставраторам, восстанавливать его пришлось едва ли не с нуля. Более-менее сохранилась лишь ходовая, броню пришлось варить заново.
В броневике очень тесно, но если вы все-таки рискнете в него забраться, то вознаграждением станет немало сюрпризов. Современный водитель вполне справится с управлением: понятная коробка передач, все три педали на месте. Некоторые приборы изумляют: например, измеритель воды. Даже не во всех современных машинах есть датчик омывателя…
Автомобильный гараж династии Романовых в Кремле"Это не та вода! - уточняет официальный представитель ФСО Сергей Девятов. - Обрати внимание: бак стоит на крыше, вода использовалась для охлаждения ствола пулемета "Максим".
Чтобы увидеть этот броневик - в Кремль идти не надо. Его, а также еще несколько десятков раритетных автомобилей, можно осмотреть на выставке старинных автомобилей "Первые моторы России". Она пройдет в Сокольниках с 8 по 12 марта. Организаторы обещают показать невероятную коллекцию самых удивительных автомобилей 1896-1917 годов выпуска. Всего на площади в 11 тысяч кв. метров выставят 28 раритетных автомобилей, семь исторических мотоциклов, один трицикл и восемь велосипедов.
Обещаны раритеты: автомобили Пузырева, электрокэбы Романова, омнибусы "Дукс" и грузовики "Лесснер" (звучит на иностранный манер, но это отечественный производитель), спорткары кузовной фабрики Ильина и лимузины фирмы Ивана Брейтигама.
В основе главной экспозиции - машины, дающее представление о парке Собственного его императорского величества гаража. Так он пафосно назывался при императоре Николае II. Впрочем, пафос пафосом, но в момент создания гаража у России не было в мире конкурентов. Гараж основали ровно 110 лет назад. Просуществовал он десять лет, сразу после революции машины забрало Временное правительство. На момент закрытия императорского гаража в марте 1917 года в нем было 56 автомобилей, что делало его крупнейшим среди гаражей монархов и президентов. Для контраста: у президента США в те годы было всего десять машин.
Одна из изюминок: (Bebe Peugeot - в Россию такой привезли в 1913 году на Международную автомобильную выставку в Санкт-Петербурге. Через год Николай II подарил Bebe Peugeot на день рождения сыну. Цесаревич Алексей на нем катался по аллеям парка в Царском Селе. Назвать его автомобилем-игрушкой язык не поднимается: двигатель объемом 856 куб. см и мощностью 10 л.с. позволял разогнать Bebe до 65 км/ч. Для 10 л.с. вполне приличный показатель. Даже по современным меркам.
Судьба автомобиля цесаревича неизвестна. В Сокольниках покажут Bebe Peugeot 1913 года выпуска из гаража московского коллекционера. Организаторы сообщают, что автомобиль попал в Россию еще до революции, а семье коллекционеров принадлежит с 1940 года.
Это к вопросу о популярном стереотипе: все раритетные авто - забава и прихоть очень состоятельных людей. Не только. Иметь много денег в этом мире - недостаточно. В это увлечение нужно вложить еще и душу. Настоящие фанатичные коллекционеры по винтику собирают машины, которые в буквальном смысле выкапывают из земли.
"В Сокольниках мы покажем автомобиль Benz, который найден в ужасном состоянии в районе Великих Лук. Фактически это была груда ржавого металла, - рассказывает автомобильный историк и эксперт Иван Баранцев. - Пока он еще в процессе восстановления. Но к следующей выставке "Олдаймер-галереи" вы его не узнаете, он буквально засияет".
А состояние автомобилей, участвующих в выставке, охарактеризовал руководитель проекта Илья Сорокин: "Из 28 экспонирующихся автомобилей - 27 на ходу".
"Собрать такую коллекцию машин и мотоциклов в одном месте - огромная сложность. Надо отметить, что и частные коллекционеры, и государственные музеи, и музеи Москвы пошли нам навстречу", - говорит Сергей Девятов.
Ну а кому особенно повезет, сможет приобрести книгу "Собственный его императорского величества гараж". Историки интригуют: большинство фотографий, как авто, так и исторических персонажей, публикуется впервые.
Но редкие фотографии можно будет не только в книге. Илья Сорокин сообщил, что один из павильонов будет оформлен так, чтобы передать атмосферу международной выставки 1913 года. На стенах разместят 110 фотографий, на которых запечатлены мгновения жизни царской семьи и той России. Экспертам удалось установить дату каждого снимка. К каждой фотографии подобраны цитаты из дневника Николая II.
Ну а идейным противникам монархии и коммунистам в Сокольниках тоже есть на что полюбоваться.
Военная тема представлена основательно: кроме броневика, который показали журналистам в Кремле, увидим совершенно уникальный гусеничный тягач "Сталинец".