16.03.2017 21:46
Культура

Элисо Вирсаладзе первой открыла новый нижегородский рояль

Прославленная пианистка Элисо Вирсаладзе всякий раз выходит на сцену как первый
Текст:  Светлана Медведева (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №55 (7221)
Двойной подарок получили нижегородцы: в Кремлевском концертном зале зазвучал во многом уникальный рояль Steinway & Sons, а раскрыть все богатство красок нового инструмента стоимостью около 12 миллионов рублей Нижегородская государственная академическая филармония имени Ростроповича пригласила прославленную пианистку, народную артистку СССР Элисо Вирсаладзе.
Читать на сайте RG.RU

Роялей много не бывает

Автор самой известной новогодней песни возглавлял колонию для несовершеннолетних

Три рояля, которыми до обновки располагала Нижегородская филармония, при графике 25 концертов в месяц эксплуатировались очень активно. И уже требовали поддержки.

- Не бывает много роялей. А уж "Стэйнвэев" - тем более, - считает художественный руководитель - директор Нижегородской филармонии, заслуженный деятель искусств России Ольга Томина. - Музыканты экстракласса предъявляют высокие требования и к инструментам.

Рояль, который впервые зазвучал в Нижегородской филармонии 8 марта, мастера изготавливали три года. Двести мастеров собирали вручную 12 тысяч деталей так, чтобы дерево (здесь использовано 10 пород) улеглось волокном в одну сторону - ничто не должно препятствовать распространению звука.

Весь путь от Гамбурга до Нижнего Новгорода упакованный особым образом рояль ехал в оборудованном для перевозки подобных ценностей автомобиле в сопровождении бригады специалистов, обученных распаковывать инструмент, ставить его на ножки, разблокировать клавиатуру.

Обживался в филармонии с декабря

К юбилею Родиона Щедрина в Мариинке поставили оперу "Не только любовь"

Прибыв на новое место жительства в декабре 2016 года, рояль, по рекомендации специалистов, обживался в Нижегородской филармонии, привыкая к ее температурному режиму, атмосфере до начала весны, когда и был доверен виртуозным рукам Элисо Вирсаладзе.

- Да его даже разыгрывать не надо! - воскликнула пианистка после репетиции, памятуя о более ранних инструментах, которым, чтобы зазвучать, требовалось по полгода.

В филармонии ждали, когда у великой пианистки, большого друга нижегородцев появится день, в который она сможет приехать с сольным концертом.

Не одно десятилетие Элисо Константиновна приезжает в Нижний Новгород. Когда-то ее бабушка, пианистка и педагог Анастасия Вирсаладзе попросила прослушать внучку профессора Горьковской консерватории, пианистку Берту Маранц. "Ты будешь концертирующей пианисткой", - похлопала девочку по плечу Маранц. "Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина", - писал о ней позже Святослав Рихтер.

Сольный концерт Элисо Вирсаладзе - редкий подарок. По словам директора Нижегородской филармонии, новый инструмент специально презентовали в сольном концерте великой пианистки, чтобы рояль не загораживался и не оттенялся никакими другими звуками ансамбля, оркестра.

Попса была и будет

Солистка Большого театра дебютирует в знаменитом балете Эйфмана

Корреспондент "РГ" воспользовалась редкой возможностью, чтобы задать именитой пианистке несколько вопросов.

Элисо Константиновна, каждое ваше выступление наполнено необыкновенной силой воздействия. Как у вас это получается?

Элисо Вирсаладзе: Таинство исполнительского искусства заключается в том, что никак не можешь передать, что это такое. Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь.

У вас огромный опыт. В принципе, может, и репетировать не нужно...

Элисо Вирсаладзе: Репетировать нужно всегда! Это очень плохо, если не репетируешь.

Но говорят же некоторые известные пианисты: "Да я сел и пять минут поиграл"...

Элисо Вирсаладзе: Я им не верю! Может, есть такие, которые так думают. Но так они и играют соответственно.

Вы долго готовитесь к концертам?

Элисо Вирсаладзе: Дело не только в долгой подготовке. А в том, насколько ты мысленно живешь с произведениями, которые будешь играть. Это не менее важно, чем просто подготовка техническая.

Вам сопутствовал большой успех на конкурсе имени Чайковского в 1962 году - тогда вы исполнили два произведения, которые прозвучали и сейчас: Сонату N 2 Прокофьева и "Испанскую рапсодию" Листа. Борьба в 62-м развернулась нешуточная: 136 участников из 31 страны, из них 55 пианистов. Вы завоевали бронзовую медаль...

Элисо Вирсаладзе: Для меня это было равноценно первой премии, потому что мне тогда исполнилось всего 19 лет... Первый большой конкурс в моей жизни, очень сильные исполнители... Жесткая борьба...

Вы в столь молодом возрасте на престижном конкурсе, а рядом - министр культуры СССР Екатерина Фурцева, Дмитрий Шостакович... Не было желания от страха сбежать?

Элисо Вирсаладзе: Министр Фурцева меня никак не вдохновляла, а вот Шостакович - да. Но сбежать не хотела. У нас сцена: мы думаем о том, как сыграть, а не о том, кто сидит в зале и кто нас слушает.

Насколько сегодняшнему пианисту, солисту тяжело противостоять поп-культуре? Каждую неделю на телевизионных конкурсах появляются звезды...

Элисо Вирсаладзе: Не столько этому сложно противостоять, сколько тому вкусу, который у исполнителей классической музыки. Попса была, есть и будет. А вот то, что в классике много тенденциозных музыкантов, готовых на все ради пиара, это хуже. Тревожно, когда музыканты легко становятся звездами, потому что поддерживаются, к сожалению, не только менеджерами, но и серьезными дирижерами. Скажут дирижеру: вот, продаются билеты на такого-то исполнителя. Дирижер подумает-подумает и решит, что у него недостаточно рекламы. И поддается.

Сейчас немало зрителей ходит на концерты классической музыки просто потусоваться. Приезжает престижный оркестр, музыкант, и они идут отметиться для галочки - мы были на светской тусовке. А в зале ведут себя не всегда должным образом... Что вы чувствуете, когда слышите во время концерта, например, звонок телефона?

Элисо Вирсаладзе: Сотовый телефон в зале сегодня - явление общенациональное (смеется). В каждой стране это может случиться. Исключение - Япония, где вы входите в зал, и телефоны отключаются автоматически. Не обращаю на звонки внимания. Ведь играю не для одного какого-то человека, а для целого зала. Иногда, бывает, спят на концерте: играешь и вдруг видишь дремлющего слушателя (смеется).

Ключевой вопрос

Сегодняшнее время вы могли бы охарактеризовать с точки зрения музыки? Например, это музыка Бетховена, музыка Рахманинова, Шнитке?

Элисо Вирсаладзе: Не могу. Никакой ассоциации у меня ни с одним композитором нет. Все зависит от исполнения. Бетховен неувядаем, я не говорю о Бахе, Шуберте, Брамсе, Моцарте и так далее. Конечно, желательно, чтобы современная музыка была бы достойно представлена, чтобы исполнители ее любили и пропагандировали. Но я не нахожу для себя такие произведения, которые меня бы восхищали, которые хотелось бы играть несколько раз. Хочется играть, чтобы улучшать свое отношение к произведениям, становиться выше, потому что на этих произведениях ты учишься постоянно. Но на современной музыке учиться не очень-то возможно.

Досье "РГ"

Элисо Вирсаладзе (родилась 14 сентября 1942, Тбилиси) - советская, грузинская и российская пианистка, педагог. Почетный член Российской академии художеств (2017). Народная артистка СССР (1989). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Руставели (1983) и Государственной премии РФ (2000). В 1950-1960 годах училась в средней специальной музыкальной школе имени Палиашвили, в 1960-1966 - в Тбилисской консерватории у своей бабушки Анастасии Вирсаладзе, пианистки и педагога, профессора, народной артистки Грузинской ССР (1960). В 1966-1968 годах училась в аспирантуре Московской консерватории. С 1959 года - солистка Тбилисской, с 1977 - Московской филармонии. В репертуар пианистки входят сочинения западноевропейских композиторов XVIII-XIX веков.

Классика Нижний Новгород Приволжье