Ежегодно через российские воздушные гавани проходят миллионы людей. Все они заплатили за билет, в который входит и стоимость обслуживания в аэропорту. Но не всегда пассажиры довольны тем, как это делается. В Росавиацию постоянно поступают жалобы. То мало стоек регистрации открыто, то табло с информацией о вылетах найти сложно.
А недавно в Чебоксарах спортсмен-паралимпиец вынужден был спускаться по трапу самолета на руках.
Так почему не было лифта? В свое время сертификация аэропортов была обязательной. Но для того, чтобы снизить нагрузку на аэропортовый бизнес, сертификация воздушных гаваней была отменена в 2015 году, пояснил глава Росавиации Александр Нерадько.
Теперь ведомство не вправе требовать от воздушных гаваней, например, чтобы у них были приборы для замера и автоматической фиксации коэффициента сцепления на взлетно-посадочной полосе. Это очень важно для безопасности. А во многих аэропортах нет такого оборудования, сказал Нерадько.
Кроме того, сейчас не регламентировано количество информационных стоек, стоек регистрации пассажиров, продолжил перечислять Нерадько. Все это оборудование раньше проходило проверку при прохождении процедуры сертификации.
Случай со спортсменом - звено в этой цепи бесконтрольности. Пришлось действовать "в ручном режиме". Росавиация обратилась к руководству Чувашии, которое является владельцем аэропорта. По-другому заставить аэропорт закупить нужное оборудование не получается, сказал Нерадько.
Что касается авиабезопасности, то здесь ситуация намного лучше, отмечают эксперты. Ведь ни один из аэропортов не хочет на международном уровне получить черную метку. И покупает все оборудование, которое требуют показать при проверках Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
На начало июня запланирован очередной визит экспертов ИКАО. В Россию они приедут с плановой проверкой уровня авиационной безопасности.
Скорее всего, для проверки выберут один из аэропортов столичного авиаузла, отметил в беседе с "Российской газетой" замглавы Ространснадзора Владимир Черток.
Аналогичную универсальную проверку прошла система безопасности полетов в России в 2014-2015 годах, напомнил Черток. Тогда наша страна получила положительный отзыв международных экспертов. Но были даны и рекомендации, которые нужно выполнить до следующей проверки по безопасности полетов.
А вот в целом уровень авиабезопасности в нашей стране ИКАО проверяла последний раз в 2011 году. Тогда проводили аудит госсистемы обеспечения и надзора за авиационной безопасностью в гражданской авиации в России. С того времени много чего изменилось, в том числе в стандартах ИКАО по требованиям к авиабезопасности, к подготовке персонала, досмотровому оборудованию. Оно должно выявлять опасные жидкости в ручной клади. Ведь сейчас можно проносить емкости с водой не более 100 миллилитров.
Еще одним нововведением со стороны ИКАО стал обязательный постоянный "самоконтроль" со стороны авиавластей. Начал действовать так называемый механизм непрерывного мониторинга уровня безопасности во всех странах-участницах. Это дает возможность получить объективную картину, проанализировать ее, чтобы сделать пребывание пассажира в аэропорту и в полете более безопасным.
Возможно, пока в нашей стране нет обязательной сертификации, руководство российских аэропортов все-таки закупит необходимое оборудование, чтобы не попасть на заметку к международным экспертам.