16.03.2017 21:22
Культура

В Петербурге открыли выставку "Сад наслаждений Карлы Толомео"

В Шереметевском дворце Петербурга открыли "Сад наслаждений Карлы Толомео"
Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №56 (7222)
Читать на сайте RG.RU

На открывшейся в Шереметевском дворце выставке "Сад наслаждений Карлы Толомео" представлено более 50 экспонатов, среди которых и знаменитые "мягкие скульптуры" итальянской художницы и дизайнера, и ее живопись.

Стулья, кушетки, козетки, пуфы, кресла, диваны, представленные здесь, назвать "мебелью" язык не поворачивается. Потому что об их утилитарном назначении вспоминаешь во вторую очередь. А в первую - замечаешь чудесные спинки в виде стаи летящих птиц. Или бабочек. Или гигантского скрипичного ключа, переливающегося всеми цветами радуги. А вот кушетка расцветает, как бутон гигантской розы. А на другой по черному-пречерному бархату - дюжина фосфоресцирующих полумесяцев.

Зрителя так и тянет облокотиться на этот шик, присесть, утонуть в барочной роскоши предметов. Но - нельзя. Вот и этикетки предупреждают: это - "скульптура", причем каждая из них имеет свое название. Иногда - посвященное великим художникам. Например, козетка, словно сотканная из морских звезд и красных рыбок, называется "Посвящение Хокусаю".

Лидер группы "Звери" в Петербурге представил выставку "Моменты"

А сама Карла Толомео училась у известного сюрреалиста Джорджо де Кирико. Видимо, отсюда такое буйство фантазии, такое необычное преображение реальности? Впрочем, девочка из "генеральской" семьи по настоянию отца, сначала училась "на дипломата". Но интерес к живописи пересилил. Художественные успехи вполне могли обеспечить ей всеевропейскую славу (первая персональная выставка в Британии убедительно это доказала), но... Для этой карьеры надо было переехать в Лондон, что по семейным обстоятельствам Карла сделать не могла.

Она смеется, рассказывая: "Мама сказала: если не можешь преобразовать мир вокруг себя, преобразуй хотя бы вот этот стул!" Так начался ее "роман" с мебелью.

Стул, по мнению Карлы Толомео, вообще главный персонаж всех великих литературных произведений. Ведь самое интересное, объясняет она, начинается, когда герои входят в комнату (зал, сад, столовую), усаживаются и... Когда встают - сюжет заканчивается.

Литературные сравнения в ее речи неслучайны: ведь ее муж - знаменитый Джанкарло Вигорелли, писатель, журналист, арт-критик и актер, водил дружбу с самыми известными литераторами своего времени. В том числе - и российскими. Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Константином Симоновым... А Анна Ахматова впрямую обязана Вигорелли тем, что удостоилась поездки в Италию для получения премии Этна-Таормина: именно он, приехав в СССР накануне, добился встречи с поэтессой...

Великие имена - Пазолини, Висконти, Борхес - для Карлы Толомео не строчки энциклопедии, а гости дома. Точно так же, как Россия - не географическое понятие, а любимый домашний миф, наполненный стихами, воспоминаниями, семейными легендами. И оттого, признается художница, она искренне счастлива представлять свою экспоз ицию в залах Шереметевского дворца - того самого здания, из окон которого открывается вид на двор Фонтанного дома, где долгое время жила Анна Ахматова.

В Петербурге открылась выставка Opus Magnum скульптора Ашота Казаряна

"Сад наслаждений Карлы Толомео" устроен так, что если уж сел на экспонат, вставать с него не захочется.

- Да, - соглашается куратор выставки Алена Щепанская. - Как любое произведение современного искусства, ее творчество провокативно. Только в отличие от большинства актуальных инсталляций и объектов оно будит совсем иные, не "жесткие" эмоции: детскую радость бытия, ощущение неги и праздника.

Добавим: и какую-то очень женственную страсть "обуютить" окружающий мир.

На встречу с публикой Карла Толомео явилась в наряде, который по яркости расцветки мало отличался от выставленных экспонатов. "Сшила из обрезков", - шутили журналисты.

Ошиблись. Оказывается, ткань для платья ей сделали в Италии на заказ по эскизам, разработанным самой Карлой Толомео специально для этой выставки.

Ольга Штраус, Санкт-Петербург

Актуальное искусство