Так, прославленный виртуоз Денис Мацуев сыграл с вундеркиндом в четыре руки его авторскую пьесу "Торнадо" и пригласил юного пианиста в летнюю творческую школу фонда "Новые имена" в Суздаль. А проголосовавшие зрители обеспечили ему путевку в финал всероссийского шоу.
Эксперты считают, что пример ставропольца (о фуроре, который он произвел во время "Синей птицы", "РГ" уже рассказывала в материале "Моцарт и Карьера") - а его уже называют современным маленьким Моцартом - может подвигнуть многих родителей начать учить ребенка музыке буквально с пеленок. Чем может обернуться такое решение и как влияет на ребенка свалившаяся популярность, выясняла корреспондент "РГ".
На сцене с мэтром
Несмотря на то что Елисей Мысин еще не достает ногами до педалей инструмента, в его копилке уже несколько престижных наград. Сегодня он - серьезный гастролирующий артист, график которого расписан на месяцы вперед. Недавно пианист с триумфом выступил на ХХ фестивале "Молодые таланты на родине П. И. Чайковского". А власти Ставрополя вручили одаренному земляку долгожданный подарок - фортепиано известного чешского бренда Petrof.
- Этот инструмент - концертный, с совершенно другим звуком и рояльной клавиатурой. Конечно, наш прежний не идет с ним ни в какое сравнение, - рассказывает мама мальчика Ольга Мысина. - Фортепиано уже стоит у нас дома, оно прошло последнюю настройку и готово для репетиций.
А их теперь надо провести немало. Помимо занятий в детской музыкальной школе N 1 Ставрополя, где вундеркинд продолжает учиться на подготовительном отделении, Елисею скоро предстоят большие концерты всероссийского масштаба. В том числе - I Пасхальный фестиваль Дениса Мацуева, который пройдет в апреле в Иркутске. Там юный пианист выступит на одной сцене с мэтром и другими финалистами "Синей птицы".
По словам мамы, все происходящее - поездки, зрители, аплодисменты - очень радует и вдохновляет мальчика, поэтому он охотно взялся за разучивание произведений Грига, Баха и Чайковского. Продолжает развиваться у него и талант композитора: почти закончена уже третья по счету авторская композиция по мотивам русских плясок.
- Я решил назвать ее "Масленица", - раскрывает свой творческий секрет Елисей.
Музыкой ставропольский Моцарт начал заниматься в три года, когда родители отдали сына в группу эстетического развития музыкальной школы.
- Если говорить честно, то я заметила его способности еще до рождения. Когда моя старшая дочь Лиза играла на фортепиано, он в животе очень активно реагировал на этюды и сонаты, причем совершенно по-разному. А после того как стал дотягиваться до клавиш, начал пробовать играть сам, - отмечает Ольга.
В три с половиной года юное дарование заметила заведующая фортепианным отделением Людмила Тихомирова.
- У Елисея хорошие руки - гибкие, мягкие и широкие, а также неординарный слух. Но самое главное - музыка живет у него в душе. И моя задача как наставника - помочь ему продолжать развиваться. Мы сильно опережаем программу, но через накопление базы не перепрыгнешь. Нужно нарабатывать и технику, и репертуар, - говорит преподаватель.
В остальном Елисей - обычный ребенок, который увлекается футболом и шахматами, любит кататься на велосипеде и собирать конструктор. И даже если он не выберет карьеру пианиста, подчеркивают Мысины, увлечение музыкой обязательно поможет ему в будущем стать гармоничным и душевным человеком.
Плей-лист для малыша
История ставропольского вундеркинда может стать примером для многих родителей, которые захотят отдать своих чад в музыкальную школу в очень раннем возрасте, считает педагог развивающего центра города Ставрополя Ольга Игнатова:
- В современном мире дети впитывают как губка многую ненужную информацию, которая их окружает, поэтому в целом это решение - очень правильное. Но здесь главное - суметь ненавязчиво заинтересовать ребенка с помощью игр, инсценировки сказок и других интересных вещей.
Тем, кто намерен развивать творческие способности детей с пеленок, специалисты рекомендуют начинать регулярные занятия не раньше трех лет. На первом этапе можно негромко включать классические произведения, отличающиеся спокойствием и гармоничностью.
- Для этой цели очень хорошо подойдут мелодии Моцарта, которые, кстати, стимулируют работу головного мозга и обладают особым лечебным воздействием. Есть даже такое устоявшееся понятие - "Моцарт-эффект". Затем в плей-лист можно добавить Вивальди и Чайковского, - советует Игнатова.
Начиная с четырех лет есть смысл приступать к урокам с преподавателем. Опытный педагог через непродолжительное время оценит чувство ритма ребенка, уровень его музыкальности, а также степень заинтересованности. А прежде чем выбрать фортепиано, баян или скрипку, необходимо показать будущему ученику возможности разных инструментов: он сам потянется к тому, что ему близко.
Избежать перегрузки
- Главное - не зацикливаться на том, чтобы ребенок как можно раньше овладел нотной грамотой или игрой на инструменте. Это не соревнование, где в приоритете скорость и выносливость, - отмечает детский психолог Инна Колядина. - Когда даешь малышу слишком много информации, может произойти так называемая перегрузка, за которой следует отторжение всех знаний как таковых. К примеру, бывает, что дети, научившиеся читать в три года, в школе отказываются заниматься совсем или делают это с неохотой.
Большим испытанием становится и популярность, которая сваливается на малышей после участия в различных шоу талантов и публичных мероприятиях. От них начинают ждать сверхрезультатов, дать которые по мере взросления они порой не в состоянии. Более того, из-за личных амбиций родители начинают давить на детей, завышая им планку до запредельного уровня.
- Тогда дети замыкаются в себе, перестают стремиться к чему-либо вовсе, заранее зная, что не оправдают возложенных на них надежд, - предостерегает Колядина. - Поэтому всем мамам и папам, кто грезит о музыкальной карьере для своего ребенка, я бы посоветовала сначала разобраться: хочет ли он сам такого будущего или ему просто не дали права выбора.
Игорь Ивлев,выпускник музыкальной школы по классу флейты:
- Я не могу сказать, что родители заставляли меня ходить на уроки музыки. Наверное, просто воспитали во мне чувство ответственности, которое не позволяло мне бросить школу на полпути. Но по-настоящему игра на инструменте меня никогда не увлекала, я бы даже сказал, что она была мне в тягость. Поэтому после выпускных экзаменов я взял флейту в руки лишь однажды и теперь даже жалею, что не попросил маму отвести меня вместо "музыкалки" на футбол или рисование. Своим детям я постараюсь дать свободу выбора и возможность развиваться в разных направлениях.
Девятилетний Алекс Дарчиев из Владикавказа стал участником телепроекта "Лучше всех!" Максима Галкина на Первом канале. Третьеклассник так опережает школьную программу, что уже сейчас легко справляется с математическими задачами уровня ЕГЭ.
О феноменальных способностях ребенка его близкие узнали недавно. Мама Алекса Наталья Дарчиева рассказала, что склад ума мальчик унаследовал от отца-программиста, который и начал заниматься с сыном.
- Но в какой-то момент сдался - понял, что в уме он решает задачи в несколько раз быстрее меня, - отметил Марат Дарчиев.
Тогда родители отдали Алекса в центр дополнительного образования "Интеллект", где за одаренного ребенка взялась педагог Белла Касабиева.
На телешоу экзамен у юного математика принимал профессор, доктор физико-математических наук заведующий кафедрой физики колебаний МГУ Сергей Вятчанин. Мальчик решил три сложных уравнения за несколько минут. А когда записывал на доске последнюю задачу, прочитал наизусть отрывок из "Евгения Онегина".
Профессор пожелал удивительному ребенку не забывать дурачиться и заниматься физическими упражнениями.