Краска из малахита
При храме есть художественная и золотошвейная мастерская, где обучают желающих освоить древнее и редкое сегодня искусство. Из-под кисти прихожан церкви вышло уже не менее 250 икон, от небольших, с детскую ладошку, до изображений в человеческий рост, например, образа Спаса Нерукотворного, трудная работа над которым еще не окончена. Художники, подражая мастерам древности, пишут только натуральными красками, изготавливая их самостоятельно из минералов, привозимых специально для храма ростовскими геологами.
На столе художника Дмитрия Шестопалова лежат куски малахита, лазурита, охры. Минералы дают семь основных цветов. К примеру, синий лазурит попал на донское церковное подворье из Афганистана.
- В Византийской империи образа писали только таким цветом, - говорит молодой мастер.
Чтобы получить готовую краску, он растолок минерал в ступе и перетер получившийся песок на стекле каменным курантом. Процесс трудоемкий, занимает много времени. Но цвет получается небесный. И никакой химии. Кстати, всего 50 граммов такой краски стоит не менее тысячи рублей.
Особенность иконописи - изображения не пишут чистыми цветами. Смешивают не менее трех, чтобы получить нужный оттенок.
Интересно, что чисто черную краску не используют совсем. Смешивая ее с коричневой или красной, применяют исключительно для передачи на холсте ада и всего, что с ним связано. А вот золотой цвет в иконописи издревле передает благодать.
В мечтательной дреме
Дмитрий утверждает, что написание иконы - совместное творение человека и Бога. Заниматься этим могут только верующие люди, соблюдающие посты, регулярно исповедующиеся и причащающиеся.
Причем перед работой над первой в жизни иконой мастеру необходимо получить благословление главы местной митрополии. На написание каждого конкретного образа благословляет настоятель прихода.
Перед работой художники читают молитвы апостолу и евангелисту Луке, по преданию первым изобразившему Богородицу с младенцем на руках на крышке стола, за которым трапезничало святое семейство, преподобному Алипию Печерскому, одному из лучших русских иконописцев, выучившемуся у византийцев, а также Андрею Рублеву.
Приверженность традициям старых мастеров проявляется во всем, даже в распорядке дня. Никакой спешки в работе, наоборот, мечтательная медлительность.
- В день я работаю не более двух - трех часов, - признается мастер в грузинской шапочке с вышитыми на ней крестами Владимир Мирошниченко (кстати, носит он ее именно из-за вышивки, гордясь тем, что больше ни у кого в Ростове такой нет). - Остальное время размышляю. О чем? Например, как смешать краски. Кстати, так работали великие иконописцы древности. Знаете, как к ним относились их современники? Как мы сегодня к космонавтам.
Несмотря на неспешный стиль работы, Владимир написал для храма около 130 икон, больше, чем все остальные прихожане.
- Работы у нас на три года вперед, - замечает он.
Хотя у церкви строгие каноны иконописи, каждый художник вносит в образ что-то свое. Это нельзя не заметить. К примеру, если сравнить фотокопию знаменитой иконы Божьей Матери, которую ростовский мастер взял за образец, с его работой, различия в них очевидны: у Богородицы другие глаза. Известный лик преобразился.
Писаные иконы ценятся дорого, самая маленькая стоит не менее трех тысяч рублей, и купишь их далеко не везде.
В мастерской работают также женщины, лучшая ученица Маргарита ходит на занятия уже несколько лет, с девятого класса. Сейчас она на четвертом курсе факультета изобразительных искусств ростовского вуза. Таких, как она, единицы.
- Сюда многие приходят. Сначала глаза у них горят, но, осознав, какой это сложный и трудоемкий процесс, желание научиться иконописи пропадает, - признается настоятель прихода протоиерей Валерий Волощук.
В технике мозаики, в технике вышивки
Прихожане церкви научились создавать также мозаичные иконы в византийском стиле XIV - XV веков. Ими будет украшен новый просторный храм, строящийся на территории подворья. Его будущий иконостас высотой несколько метров станет одним из самых необычных во всей России. Часть иконостаса уже готова, выглядит масштабно и впечатляюще. В храме Георгия Победоносца не только пишут красками и складывают образы из мозаики, но и вышивают их.
Инженер газового оборудования Елена Жилинская пришла на курсы в золотошвейную мастерскую на церковном подворье по объявлению шесть лет назад и скоро влюбилась в это дело.
- Мы не просто вышиваем для себя, а возрождаем традиции православных мастериц древности, создававших иконы. Так, я узнала о работах сестры Бориса Годунова Ирины, супруги царя Федора Иоанновича, жившей в XVI веке. Они сохранились до сих пор, и люди ходят в музеи, чтобы посмотреть на эти знаменитые вышивки, - рассказывает Елена.
Чтобы понять технику вышивальщиц прошлых веков, ростовчанки побывали в единственной в России мастерской в Санкт-Петербурге, где занимаются восстановлением музейных экспонатов.
- Когда питерские мастерицы подпарывают рукотворные полотна, они имеют возможность с изнанки изучать технику их создания, эти знания они передают тем, кто хочет научиться этому искусству, - говорит Елена.
Ростовских вышивальщиц можно в прямом смысле назвать золотошвейками, ведь они работают только золотыми или серебряными нитями с пятипроцентным содержанием ценного металла, и настоящим жемчугом, который жертвуют храму Георгия Победоносца верующие, пораженные создаваемой здесь красотой.
Кстати
Самое древнее изображение Иисуса Христа связано с именем армянского царя Эдессы (Армянское Междуречье) Абгара, который первым из армянских царей официально принял христианство в 34 году нашей эры. По легенде, когда Абгар заболел, для исцеления ему посоветовали повидать Иисуса Христа. Но из-за болезни царь не мог отправиться в дорогу и послал к Иисусу своего придворного художника Ананию, наказав ему нарисовать и привезти портрет Христа. Согласно преданию, Иисус приложил льняной кусок полотна к своему лицу, и на нем запечатлелось его изображение. Святой Лик Христа из Эдессы был признан и почитаем как подлинный портрет Иисуса Христа, матрица для всей христианской иконографии.