На фестиваль приглашен Национальный Вашингтонский оркестр, которым Ростропович руководил 17 лет. Они привезут Восьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Так совпало, что сам Ростропович дирижировал этой симфонией на 100-летие Шостаковича, и это было его последнее выступление в Большом зале консерватории.
Ольга Ростропович: Да, и меня тронуло, что Вашингтонский оркестр решил исполнить именно эту симфонию в память папы. Конечно, то, как он дирижировал этой симфонией сам, передать невозможно: он был близок с Дмитрием Дмитриевичем и, конечно, в свое исполнение вкладывал историю их личных отношений. Когда он работал с Вашингтонским оркестром, то, как говорил, "насадил там очень много русской музыки". Шостакович вообще стал одним из самых исполняемых в Америке композиторов. И сам факт, что на посту руководителя Вашингтонского оркестра был русский музыкант, имел огромное значение. Когда после 17-ти лет руководства он давал с ними прощальный концерт, музыканты тайком сняли корабль и устроили ему там прием: вручали всю ночь подарки от каждой группы инструментов - от кларнетов, от флейт, от ударных, от скрипок, от виолончели. Это было очень трогательно. Конечно, мне хотелось привезти этот оркестр на юбилей Ростроповича. И когда два года назад спросила, смогут ли они приехать, у них не было ни секунды сомнений: да, обязательно приедем! Хотя отношения между Россией и Америкой уже тогда были сложные. Это еще раз подтверждает истину, в которую верил Ростропович: дружба и человеческие отношения - выше всего, что есть на этом свете.
Вашингтонский оркестр был ведь единственным постоянным оркестром Ростроповича?
Ольга Ростропович: Да, и он считал достижением, что у оркестра были регулярные гастроли по Америке и Европе. Он записал с ними "Бориса Годунова", Четвертую симфонию Шостаковича. Бывали, конечно, и сложные моменты. Известно, что в Америке очень сильные профсоюзы. И если по трудовому договору музыканту положена, скажем, двухчасовая репетиция, то никто не может заставить его задержаться у пульта ни на минуту. Даже если осталось доиграть два такта до конца музыкант встает и уходит. Для Ростроповича это была серьезная проблема. Но музыканты оркестра настолько его полюбили, что задерживались после репетиций без проблем. А это очень редкий случай для американских оркестров.
С вашингтонцами Ростропович выступал на Красной площади, когда вернулся в Россию?
Ольга Ростропович: Да, это был очень памятный концерт. И я для себя решила, что на фестивале к 90-летию Ростроповича повторю его тур с Вашингтонским оркестром в России. Они сыграли тогда два концерта в Москве и один в Питере. Мы делаем так же.
Но в сам день рождения Ростроповича на открытии фестиваля будет играть Заслуженный коллектив с Юрием Темиркановым. Уже все заметили, что они приезжают в Москву только на фестиваль "Мстислава Ростроповича".
Ольга Ростропович: Это для меня большое счастье и большая гордость. Я для себя решила сразу, что 27 марта, в день 90-летия Ростроповича никого другого приглашать не буду. Лучшего подарка для папы просто не может быть. Юрий Хатуевич исполнит Вторую симфонию Сибелиуса, одну из моих любимых.
Как пройдет этот день 90-летия Ростроповича?
Ольга Ростропович: Начнется он с панихиды в 11 утра в Храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке рядом с нашим домом и консерваторией. Это те места, где прошла большая часть жизни Ростроповича. В 12.30 состоится церемония открытия мемориальной доски Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу на доме в Газетном переулке, где мы жили. Доску сделал народный художник России скульптор Александр Рукавишников. После церемонии поедем на Новодевичье кладбище. Вечером уже состоится торжественное открытие фестиваля в Большом зале консерватории.
Впервые на фестивале Ростроповича выступит японский оркестр. Что так тесно связывало Ростроповича с Японией?
Ольга Ростропович: Он много выступал в Японии, работал там с оркестрами, близко дружил с Сейджи Озавой. Вспоминаю, как десять лет назад, когда папы не стало, Сейджи позвал меня в Токио. Он устроил в большом концертном зале, где папа когда-то выступал, день поминовения Ростроповича. Сейджи дирижировал оркестром, а на сцене установили черный подиум с одиноким стулом, который, казалось, ждет виолончелиста. Но стул так и остался пустым. Играла музыка, и каждый, кто приходил, клал цветы к его подножью. Приходили люди самых разных профессий и положения: был даже старик с рыбного рынка, куда папа часто ходил. К концу подиум просто утопал в цветах: среди них были белые лилии и папины любимые подсолнухи. В Японии его очень любили. Поэтому я пригласила впервые в Россию японский оркестр "Йокогама Симфониетта" с ее основателем и художественным руководителем Казуки Ямадой и Филармонический хор Токио. У меня была мысль привезти французский оркестр, но денег не хватило. Франция - еще одна страна, связанная с жизнью Ростроповича. Мы решили, что на закрытии у нас будет звучать французская музыка: "Реквием" Габриэля Форе в исполнении Токийского хора и "Йокогама Симфониетты". Во 2 отделении для исполнения двух сюит Равеля из балета "Дафнис и Хлоя" объединятся Госоркестр им. Е.Ф. Светланова, "Йокогама Симфониетта", Хоровая капелла имени А.А. Юрлова и Токийский хор. Это будет своего рода музыкальный символ единения трех стран, которые были так дороги папе.
В прошлом году, отмечая 90-летие Галины Вишневской, вы создали целый цикл событий, открыли новый фестиваль. Какие проекты посвятите 90-летию Ростроповича?
Ольга Ростропович: В фойе Большого зала консерватории с 27 марта до 5 мая будет развернута фотовыставка, посвященная Мстиславу Ростроповичу. Материалы этой выставки подготовлены Фондом Ростроповича и они абсолютно уникальны: на фото запечатлены встречи Ростроповича с композиторами, с музыкантами. В конце апреля состоится Фестиваль Ростроповича в Баку - это город, где папа родился. Мы решили также возродить традицию Волжского турне. Первый такой тур Ростропович и Вишневская провели в 2004 году. Хотя сама идея родилась у них еще в советские времена, в 1973 году, когда они дали вместе больше 20 концертов в волжских городах с Ульяновским симфоническим оркестром. В начале мая Центр оперного пения и стипендиаты Фонда Ростроповича выступят в четырех старинных городах - Ярославле, Плесе, Костроме и Угличе. А плыть мы будем на корабле, который носит имя "Мстислав Ростропович".
Только что к юбилею Ростроповича Warner Сlassics выпустили 43 диска с записями Ростроповича. Планируется ли их продажа в России?
Ольга Ростропович: Я только что вернулась из Парижа, где была презентация этих дисков. В конце этой недели они поступят в продажу в Европе, должны появиться и в Москве.
Одним из обаятельных качеств Ростроповича был его талант общения с людьми, способность создавать вокруг себя легкую дружелюбную атмосферу. Как он находил время для такой общительности?
Ольга Ростропович: Во-первых, он был гениально одарен и действительно умел дружить: причем, не так, что я дружу, но все будет потом, а сейчас времени нет. Он включался, помогал, как только это требовалось. Даже спустя десять лет после его ухода люди вспоминают истории, связанные с ним: смешные, трогательные, потрясающие. Многие считают, что встреча с ним изменила их жизнь, помогла со здоровьем, с деньгами. В этом смысле папа был удивительным: он любил людей. Мы обычно относимся к себе с большим трепетом, чем к тем, кто нас окружает. У Ростроповича все было наоборот. Что касается времени, главное ведь - это желание, а желание идет от человека. Если ты любишь, то можешь сделать абсолютно все, ты становишься просто сверхчеловеком. Если нужно - ты будешь летать, если нужно - будешь ходить, если нужно - превратишься в сверхъестественное. Любовь правит всем. Я с возрастом все сильнее верю в это.
Кстати
Фестиваль Мстислава Ростроповича продлится до 4 апреля
27 марта - Большой зал консерватории. Торжественное открытие. Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив России Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
29-30 марта - Большой зал консерватории.
31 марта - Большой зал Петербургской филармонии. Вашингтонский Национальный симфонический оркестр (США) под руководством Кристофа Эшенбаха. Солистка Алиса Вайлерштайн (виолончель).
2 апреля - Большой зал консерватории. Максим Венгеров (скрипка) и Полина Осетинская (фортепиано).
4 апреля - Большой зал консерватории. Объединенный хор и оркестр Россия-Япония. Оркестр "Йокогама Симфониетта”, Филармонический хор Токио, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова и Хоровая капелла России имени А.А. Юрлова.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"