Миллиардный долг
Поправки в Трудовой кодекс и закон о банкротстве предполагают, что задолженность по зарплате будет погашаться вне очереди - за счет средств, размещенных работодателем на специальном эскроу-счете. Термин "эскроу" означает депонирование денежной суммы, которая может быть выдана лишь после наступления определенных обстоятельств, на имя другого лица у третьей структуры. Законодатели предлагают обязать предпринимателей перечислять средства в резервный фонд не реже одного раза в месяц и не меньше одной десятой от величины МРОТ на каждого работника.
Случаи, когда персонал предприятий-банкротов годами не может получить заработанные деньги, действительно широко распространены в нашей стране. По информации Росстата, на 1 марта 2017 года суммарная задолженность по зарплате в РФ превысила 3,6 миллиарда рублей. Из них на долю организаций-банкротов пришлось чуть больше миллиарда (почти 30 процентов).
В СЗФО доля банкротов и вовсе приближается к 50 процентам - из общего долга в 720 миллионов организации, которые находятся в процессе конкурсного производ-ства, накопили 350 миллионов. Стоит отметить, что речь идет только о крупных и средних предприятиях. К внушительным суммам следует прибавить недоимки малого бизнеса, которые не фиксирует федеральная служба государственной статистики.
Когда нечего взять
- Процедура взыскания долгов по зарплате с предприятий-банкротов сложна, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Сергей Солодухин. - Во многом ее успех или неуспех зависит от наличия у компании имущества, которое можно реализовать или сдать в аренду.
К примеру, в одном из районов Новгородской области обанкротилось предприятие, владеющее востребованной среди арендаторов недвижимостью.
Большая часть сотрудников компании, которая теперь находится в процессе конкурсного производства, попала под сокращение, в штате остались лишь несколько сторожей. Средства, получаемые от аренды имущества, позволяют конкурсному управляющему оплачивать труд охранников и постепенно рассчитываться по зарплатным долгам с бывшими работниками банкрота.
- Однако есть и другие примеры, когда банкротится общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в десять тысяч рублей, все имущество которого находится в аренде или в залоге, - продолжает Сергей Солодухин. - Мы, конечно, влияем на ситуацию, встречаемся с работниками, убеждаем их писать заявления в прокуратуру для направления исковых заявлений в суд. Но если никакие средства извне к работодателю не поступают, если имущества нет - сделать что-либо в рамках законодательного поля очень сложно.
В Новгородской области просроченная задолженность по заработной плате составила по состоянию на 1 марта 2017 года 81,1 миллиона рублей. Из них 53,6 миллиона накопило одно крупное предприятие, 27,5 миллиона - 24 малых компании. На долю банкротов на Новгородчине приходится 85 процентов всех зарплатных долгов. Поэтому сотрудники региональной прокуратуры поддерживают инициативу о создании неприкосновенных банковских счетов, содержимое которых пойдет на выплату денег работникам предприятий.
- Самый крупный наш должник, завод в Маловишерском районе, производил оборудование для единственного заказчика - вагоностроительного завода из города Торжка, - делится информацией Сергей Солодухин. - Когда у торжковского предприятия начались финансовые проблемы, сложности начал испытывать и маловишерский завод. Сейчас, по словам конкурсного управляющего, нашелся инвестор, готовый приобрести имущество банкрота и возобновить производство. Но инвестиции, по оценке управляющего, не покроют весь долг по зарплате, ведь большой процент имущества находится в залоге. Если бы у этого и других предприятий находились на неприкосновенном счету суммы, равные двум фондам оплаты труда, многие проблемы бы решились. Главное, чтобы в законопроекте прописали ответственность для работодателей, достаточную, чтобы побудить их выполнять новое требование.
Деньги любят скорость
На Псковщине зарплатный долг по состоянию на конец марта составляет 32,8 миллиона рублей, из которых чуть больше 20 миллионов накопили предприятия-банкроты.
Как считает старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Псковской области Олег Цыплаков, законопроект о создании эскроу-счетов - движение в верном направлении. Однако новый механизм необходимо детально обсудить с самими работодателями - чтобы не допустить ухудшения их финансового положения.Тем временем прокуратура Псковской области выступает с другой инициативой, которая позволит усовершенствовать систему финансовых расчетов с сотрудниками обанкротившихся компаний.
- Зарплатные долги банкрота относятся к выплатам второй очереди, - поясняет Олег Цыплаков. - А в первую очередь удовлетворяются расходы, связанные с организацией конкурсной процедуры и выплатой вознаграждения арбитражному управляющему. При этом сейчас у управляющего нет стимулов, чтобы более активно работать, более активно заниматься реализацией имущества и, следовательно, быстрее гасить задолженность банкрота перед работниками. Сколько бы времени ни длилась конкурсная процедура, при наличии у предприятия-должника ликвидных активов сам управляющий будет получать зарплату. В результате банкротство может затянуться на несколько лет. Позиция руководства прокуратуры Псковской области такова: заработная плата конкурсного управляющего должна быть напрямую связана с длительностью конкурсной процедуры. Чем больше времени занимает банкрот-ство, тем меньше денег, вплоть до величины МРОТ, следует платить управляющему.
Требуется пряник
В региональных организациях профсоюзов инициативу о создании эскроу-счетов поддерживают. По словам ведущего специалиста информационного управления Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимира Жука, данный документ - это ответ на требования объединений работников.
- Профсоюзы давно и неоднократно заявляли о необходимо-сти установления приоритета зар-платы перед налогами, что соответствует Конвенции Международной организации труда по защите заработной платы, - подчеркивает Владимир Жук. - Сегодня при недостатке средств на счету предприятия зарплата и обязательные платежи, то есть налоги и взносы во внебюджетные фонды, по-ставлены в одну очередь. А на практике получается так, что предприятие сначала платит налоги, а на зарплату идут остатки. Безусловно, внесенный в Госдуму законопроект поможет восстановить справедливость. Если человек выполнил свою работу, она должна быть оплачена своевременно и в полном объеме.
Представители бизнес-сообществ согласны, что выплатам по зарплатным долгам в случае банкротства предприятия необходимо отдавать приоритет - даже перед расходами на оплату труда конкурсного управляющего и конкурсной процедуры. Но эксперты выражают опасения, что обязанность изыскивать резервные средства обернется для действующих предприятий, испытывающих дефицит оборотных средств, финансовым крахом.
- Многим промышленным предприятиям не хватает финансовых ресурсов ни на оперативную деятельность, ни на развитие производств, - заявляет президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга, член петербургского Союза промышленников и предпринимателей, доктор технических наук Владимир Евсеев. - А законодатели предлагают "омертвить" колоссальные денежные суммы. Если на заводе работает тысяча человек, работодатель должен будет ежемесячно перечислять на эскроу-счет миллион рублей. И накопить, допустим, при средней зарплате в 20 тысяч рублей, 40 миллионов. С учетом того, что в одном только Санкт-Петербурге насчитывается больше 600 крупных и средних промышленных предприятий, в банках зависнут миллиарды рублей. Вернуть зарплатные долги предприятий, уже находящихся в процессе конкурсного производства, законопроект не поможет. Однако некоторые действующие компании, у которых из оборота изымут серьезные деньги, возможно, пополнят ряды банкротов.
Чтобы решить проблему зарплатных долгов, бизнесу необходимо помочь справиться с экономическими сложностями, уверен эксперт. В частности, важно решить проблему с недоступными и слишком дорогими банковскими кредитами, обеспечить промышленные предприятия заказами, то есть увеличить спрос на отечественную промышленную продукцию.
- Мер поддержки множество, и все они прописаны в федеральном законодательстве. Например, в федеральном законе "О промышленной политике в РФ". Однако эти механизмы практически не работают в реальных условиях функционирования промышленных предприятий, - подводит итог Владимир Евсеев.