Ирина Александровна, отвечает ли современная система профессионального образования потребностям экономики и основных ее отраслей?
Ирина Волошина: Обследование потребности экономики в квалифицированных кадрах, проведенное Росстатом, выявило определенное несоответствие между запросом на квалифицированные кадры и предложением, то есть структурой подготовки кадров системой профессионального образования. Мы видим, что со стороны работодателей растет потребность в кадрах технического профиля (инженеры, операторы, техники), а в общей численности контингента растет доля учащихся по направлению "экономика и управление", а также по гуманитарным специальностям. Сохраняется и многолетняя тенденция: на работу по специальности приходят меньше половины выпускников системы высшего и среднего профессионального образования. К тому же более половины опрошенных работодателей оценивают уровень подготовки выпускников как средний. По их мнению, на адаптацию к требованиям производства молодым специалистам может потребоваться от полугода до двух лет.
Что делается, чтобы сбалансировать рынок труда?
Ирина Волошина: Идет большая работа по созданию, актуализации и внедрению профстандартов, формируется система независимой оценки квалификаций, обновляется информация о востребованных на рынке труда и перспективных профессиях. Минтруд России сформировал Справочник профессий, который содержит информацию о том, какие профессии нужны сегодня и в перспективе. Эта работа проведена совместно с Минобрнауки России, РСПП, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов с участием объединений работодателей, профессиональных союзов и сообществ, образовательных и научных организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Справочник поможет гражданам, особенно молодежи, ориентироваться, на кого учиться и как планировать карьеру.
Сколько профессиональных стандартов уже создано?
Ирина Волошина: Утверждено уже около тысячи профессиональных стандартов для таких основных сфер экономики, как машиностроение, энергетика, наноиндустрия, сельское хозяйство, космическая отрасль, атомная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и другие. По закону их необходимо учитывать при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования. Все профстандарты после их регистрации сразу направляются в Минобрнауки России. В этом году совместно с работодателями Минтруд России планирует разработать еще около 70 и актуализировать 50 профстандартов.
Каков новый механизм оценки квалификации работников?
Ирина Волошина: Внедрение новой техники и технологий требует повышения квалификации работника, ее подтверждения на протяжении всей трудовой деятельности. Принципиально новый механизм оценки квалификации, в котором ключевую роль играют объединения работодателей и профессиональные сообщества, предусмотрен Федеральным законом "О независимой оценке квалификации". Вместе с ним были приняты поправки в Трудовой и Налоговый кодексы. Система независимой оценки квалификаций основана на принципах доверия к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан. Оценка квалификации позволяет работникам выстраивать свою профессиональную карьеру, работодателям - планировать кадровую политику и обучение работников, а также дает возможность человеку без профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда.
По каким специальностям есть наибольший дефицит кадров, а по каким - перепроизводство?
Ирина Волошина: В 2016 году работодатели подали в органы службы занятости сведения более чем о 6 миллионах вакансий. Среди наиболее востребованных на рынке труда - квалифицированные рабочие металлообрабатывающего и машиностроительного производства, строительства, транспорта. А также специалисты высшей квалификации в области информационных технологий, здравоохранения, науки и техники, образования, гуманитарных областей и культуры. В то же время по отдельным профессиям количество зарегистрированных безработных превышает заявленную работодателями потребность. Среди безработных много служащих, занятых подготовкой и оформлением документации, учетом, обслуживанием.
Прогнозируются ли потребности экономики в кадрах на ближайшее и отдаленное будущее?
Ирина Волошина: Минтруд России совместно с Минобрнауки России утвердил методику расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах. Она используется при формировании контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профобразования за счет федерального бюджета.
Какое участие промышленные предприятия сегодня принимают в подготовке кадров для себя? Необходимо ли, на ваш взгляд, расширять их участие?
Ирина Волошина: Переход к инновационной экономике требует не только изменения сложившейся структуры занятости, что предполагает сокращение неэффективных устаревших рабочих мест, но и замену их новыми высокопроизводительными рабочими местами, а также повышение качества подготовленных кадров. Для совершенствования модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных работниках реализуется проект "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования", разработанный Агентством стратегических инициатив. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе. Сейчас идет разработка и апробация моделей подготовки кадров с участием работодателей, создание системы эффективной коммуникации предприятий, профессиональных образовательных организаций, общественных объединений и органов государственной власти и формирование благоприятной нормативно-правовой базы для внедрения элементов дуальной модели профессионального образования.
С какими проблемами сталкиваются предприятия, которые участвуют в этой деятельности?
Ирина Волошина: Корпоративные образовательные структуры предприятий и корпоративные университеты сталкиваются с целым рядом проблем, в том числе требующих внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации. Среди проблем наиболее часто упоминают недостаточную информационную обеспеченность деятельности корпоративных образовательных структур. Затем - необходимость разработки качественных курсов и организации повышения квалификации методистов, мастеров производственного обучения и преподавателей, а также отсутствие современных учебников, электронных образовательных ресурсов, создание которых требует формирования и подготовки коллективов квалифицированных специалистов-авторов.
Соответствуют ли запросам производства сегодняшние программы средних профессиональных учебных заведений (колледжей, училищ, техникумов)?
Ирина Волошина: Перед ними также стоит задача внедрения в систему подготовки рабочих кадров профессиональных стандартов и лучших практик обучения. Для этого организована работа базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В прошлом году функции базового центра осуществляло Агентство развития квалификаций профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия". Было организовано обучение 725 мастеров производственного обучения из 76 регионов, а также разработаны методические материалы для подготовки кадров по 10 наиболее востребованным профессиям. Это такие профессии, как автомеханик, повар-кондитер, токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, мехатроник, сварщик, техник-конструктор, сетевой и системный администратор, электромонтажник, специалист по холодильно-вентиляционной технике. С учетом увеличения в перспективе функций базового центра и обеспечения более широкого участия в его работе объединений работодателей с 2017 года такой функционал возложен на Национальное агентство развития квалификаций. На этот год в рамках базового центра запланировано создание базы лучших практик по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров. Будет также организовано повышение квалификации педагогических работников организаций среднего профессионального образования.
Что могут делать и делают предприятия для профессиональной ориентации школьников? Есть ли тут резервы для улучшения работы?
Ирина Волошина: Предприятия сейчас активно участвуют в профессиональной ориентации школьников. Она организована как через образовательные учреждения с привлечением специалистов органов занятости населения, так и в виде коммерческих проектов. Спрос на эту работу высок - прежде всего, конечно, со стороны родителей школьников. Качество и объем традиционной профориентации зависит в первую очередь от активности региональных органов образования и сферы занятости. Сейчас как раз Минтруд России проводит анализ отчетов органов власти за 2016 год, но уже можно сказать, что такая работа ведется весьма интенсивно. Сами предприятия, их готовность проводить регулярные профориентационные мероприятия серьезно влияют на качество и объем профориентации школьников. Растет число бизнес-проектов профориентационной направленности. Опыт таких проектов, как "Профессиональная среда", "Мастерславль", "Кидзания", "Школа профессий" в Москве и им подобные в регионах, показывает возрастающий интерес школьников к такому содержательному досугу. Школьнику важно не столько пройти профориентацию на конкретном предприятии, сколько попробовать себя в разных профессиях на разных предприятиях - сельскохозяйственных, промышленных, медицинских, добывающих, строительных, коммунальных и так далее. Профориентационную направленность имеют также и олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, например организованный Минтрудом России всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии", всероссийский конкурс "ИТ-прорыв" и целый ряд других.
Быстрый технологический прогресс создает запрос на совершенно новые специальности. Успевает ли за ним российская система профессионального образования?
Ирина Волошина: В утвержденный Минтрудом России Справочник профессий включены 1,6 тысячи профессий. В нем участвовали руководители и специалисты 13,3 тысячи организаций. Сейчас он действует как общедоступный информационный интернет-ресурс. На него можно зайти с сайта Минтруда России. В справочнике содержится краткое описание профессии, требования к квалификации, сведения о получении образования, оценке квалификации. В него вошли и профессии из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: мехатроник, специалист по управлению мобильной робототехникой, специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов и другие.
Заинтересованы ли предприятия в притоке молодежи на производство?
Ирина Волошина: Трудоустройство выпускников остается одной из важнейших задач для всех учатсников системы. В 2016 году в рамках дополнительных мероприятий в сфере занятости населения проводились мероприятия по стимулированию работодателей на создание постоянных и временных рабочих мест, в том числе для выпускников образовательных организаций. Работодатели, реализующие программы развития и трудоустраивающие выпускников, получали возмещение расходов на частичную оплату труда. Такой опыт способствует адаптации молодых людей на рабочем месте, приобретению ими трудовых навыков и, как следствие, повышению конкурентоспособности на рынке труда.