- Речь идет о тайне. Я хотел показать рождение чуда, чтобы каждый открыл для себя, что это такое.
"Молодые глаза", очевидно, мальчишеские: как известно, мальчикам нравятся в "Золушке" чудеса, а девочкам - волшебные обновки и свадьба с принцем. Так вот, благодаря сценографу Алексею Вотякову чудес в спектакле много. И не только ожидаемых вроде превращения тыквы или метлы-автомата. Художник виртуозно работает с пространством, как волшебную палочку используя новую сценическую технику ТЮЗа. Головокружительная смена декораций ошеломляет, ведь кажется, что такие потрясающие спецэффекты возможны только в кино.
С помощью кулис художник вырастил на сцене волшебный реликтовый лес, через который продираются сказочные герои. Среди пущи размышляет о превратностях судьбы Лесничий (Алексей Журавлев) в костюме летчика, похожий на автора "Маленького принца" - только с бородой. Впрочем, способностью летать обладают многие персонажи: Пажа (Сергей Молочков), который "я не волшебник, я только учусь", снабдили винтовым двигателем, Фею (Василиса Борок) и ее свиту - крыльями бабочек или стрекоз. Мачехе (Олеся Зиновьева) и ее дочерям тоже "летать охота": чтобы щеголяли на балу, строгий сценограф выдал им "стальные руки-крылья".
Но "чудеса только начинаются", как говорится в сказке. Легким движением штанкетов лес превращается в отчий дом Золушки, а затем - в бальный зал. Деревья становятся ренессансными колоннами, сбоку выезжает мраморная лестница, сверху опускается балюстрада с купидонами. Кульминация спектакля - погоня Принца (Павел Поздеев) за Золушкой (Дарья Большакова) - это триумф нового поворотного круга: герои, кажется, вопреки законам всемирного тяготения буквально парят над сценой.
В отличие от мальчишеской, девичья составляющая спектакля традиционна: белое платье принцессы, блестящие туфельки (на вопрос, какого они размера, художник Алексей Вотяков не ответил, но признался, что сталкивался уже с ногами современных Золушек), принц в короне и белом сюртуке в пол.
Так что же все-таки свежий взгляд углядел в старой-старой сказке?
- Это спектакль о трудолюбивой девушке, к которой в награду за ее трудолюбие пришла Фея и подарила все, о чем мечтала Золушка, - объясняет 12-летняя Наташа, одна из первых зрителей спектакля.
У писателя Вадима Васина другое мнение:
- Сценарий успеха Золушки устарел, прежде всего психологически. В свете современного западного взгляда такие женщины чрезмерно пассивны. Но у нас, увы, девушки склонны выбирать либо путь Золушки (когда принц - иностранец, собственный начальник или бизнесмен), либо тянуть унылую лямку "падчерицы" со скучной, низкооплачиваемой работой.
- Да нет там этого сценария, на мой взгляд, - парирует психолог и писатель Анна Кирьянова. - В спектакле показаны непреодолимые обстоятельства, которые мало зависят от Золушки. Судьба создает героине условия жизни - полную материальную и социальную зависимость, а способов борьбы у нее нет (разве что отравить мачеху крысиным ядом). Иногда приходится мириться с таким положением - временно - и искать путь спасения, обращаясь к другим людям. Эта сказка не о вознаграждении слащавой покорности, а о мужественном терпении и проявленной в нужный момент смелости. Отправиться на бал, несмотря на запреты и угрозы, в тыкве, запряженной крысой, - это, согласитесь, очень смелый поступок. Поэтому сказка и трогает сотни лет сердца.
Так что "Золушка" - прекрасный повод подумать в том числе и о том, что обувь лучше покупать по ноге.
Кстати
Наверное, первым рассказчиком истории, отдаленно похожей на "Золушку", был древнегреческий историк Страбон. В своей "Географии" он пересказывает байки египтян о сандалии, которую орел уронил на колени фараона, управлявшего правосудием на открытом воздухе. Тот, взволнованный происшествием, повелел отыскать владелицу сандалии. Она оказалась куртизанкой, но стала женой фараона.
Екатеринбургский ТЮЗ показал "Золушку" на новый лад