В таком контексте эта тема интересна авторам, выставленным в галерее "Ковчег".
Кухня для них - это культурное явление: все самое важное происходит на кухне, между плитой и холодильником - обсуждение новостей, мечты о будущем, выяснение отношений. "У нас любой праздник - будь то Новый год или день рождения - отмечается застольем. Все от недоедания, мне кажется, - говорит куратор выставки Сергей Сафронов. - У нас нет долгой практики обживания общественных пространств, наша привычка ходить в кафе и рестораны обострялась неравномерно. Расцвет был во время НЭПа и десять лет назад - до кризиса. Так что все, что нам остается, это кухня. Тема долго была на поверхности, но выставка родилась только сейчас".
Всевозможных чайников, мисок, кастрюль и кастрюлек - на выставке в избытке, рисованных и вполне осязаемых. Кажется, что любой предмет художник может наполнить своей философией. Диапазон работ на выставке - от 1920-х до 2017-го - графика, живопись, фотографии, на которых кухня - свидетель больших собраний художников 80-90-х годов прошлого века.
Самое необычное - жизнь кухонных предметов из коллекции художника Владимира Архипова. Он собрал по обычным людям целую коллекцию вещей, на первый взгляд ветхих, неказистых и угловатых, но благодаря народной смекалке усовершенствованных и ставших коллекционным экспонатом.
Получился архив вещевого фольклора XX века. В какой-то момент Архипов решил, что коллекция, которую он собирает,- это что-то вроде народных частушек, но только в виде предметов. Один из них - кастрюля Константина Ивановича Титова. Добротная из нержавейки она была сделана на оборонном заводе. В середине 90-х Титову перестали платить зарплату, кормили обещаниями, что деньги появятся, когда завод перейдет на выпуск мирной продукции. "Светлого завтра" работники ждать не стали, а взяли и сделали - каждый свое. Титов - кастрюлю: ручки к ней он выточил на токарном станке. Ручная работа - таких ручек больше ни у одной кастрюли нет. Да еще и с личным клеймом.
Чайник ручной работы, появившийся в коллекции Архипова, водился у еще одного "Самоделкина" - журналиста из начала 90-х годов: на работе тот обедал и ужинал. Хотел принести чайник из дома, но уж больно хозяйственный был: так просто хорошими вещами не разбрасываются. Дождался, когда у одного из домашних чайников отколется ручка, принес его на работу и реанимировал. Деревянную ручку приделал от старого бидона - такие в начале 90-х годов были почти в каждом доме. Получился новый, весьма симпатичный чайник, который еще долго служил своему хозяину. Вот такими простыми, незатейливыми вещами окружен кухонный быт наших соотечественников.
И все это в декорациях графики и живописи XX века: чинно рассевшиеся за столом, бабушки в платочках, играющие в карты, на рисунке Виктора Попкова "В избе"; до боли знакомая этикетка на рисунке фломастером Оскара Рабина "Московская особая водка" и совсем уж идиллический пейзаж Наташи Арендт "Коктебель".
На выставке также можно вернуться в коммуналку. Ощущение коммунальной безнадежности передает инсталляция Дмитрия Жильцова - заляпанный плиточный пол и свисающее на длинных веревках серое в лохмотьях белье.
Кстати
В России слово "кухня", пришедшее из немецкого языка на смену "поварне" и "стряпущей избе", употребляется с Петровских времен. В письменных источниках слово встречается с 1717 года. Так что в этом году кухня празднует свой трехсотлетний юбилей.
Выставка "Кухня" в галерее "Ковчег"