Привидение в отпуске
Половина событий в книге "Два врага" происходит в Курганской области. Местный егерь и его гость, военный пенсионер, отправились на охоту в природоохранный заповедник "Большие Донки" Куртамышского района, а там - пришельцы. Больше миллиона лет земноводные твари блаженно развивались в ласковых водах своей планеты. Но климат изменился. В океане завелись ядовитые бактерии. Вода отравлена. Чтобы выжить, "чужие" решили освоить Землю, но столкнулись с невероятным сопротивлением людей. Страсти в "Донках" кипят такие, что так и хочется позвонить в Куртамыш и спросить: "У вас все нормально?".
- Нормально, - улыбается Владимир Кривоногов. - "Большие Донки" попали в книгу, потому что я хорошо знаю это место. Мой отец был заядлым охотником, мы с ним и братом часто бывали на том озере. Все, что в романе рассказано про охоту, - это наш общий семейный охотничий опыт.
Не только заповедник, но и практически любое место действия в произведениях писателя легко узнаваемо. Создается впечатление: все события происходят на самом деле. Оказывается, в фантастике есть прием - альтернативная реальность. Если коротко, его смысл примерно такой: это действительно могло произойти, но не произошло, а все равно интересно. Например, первый роман Кривоногова "Санай и Сарацин", вышедший в 2013 году, начинается так: "Российская Федерация, Курганская область, город Шадринск, территория торговой базы. Вот уже целую неделю как на чердаке старого заводоуправления поселилось привидение". Потом события переносятся в Зону отчуждения. Туда шадринский призрак отправился в отпуск от скуки, но попал в такой переплет, что лучше б сидел дома на своем чердаке.
На одном дыхании
Владимир признался: самое трудное в фантастике - соответствовать выбранной теме. Здесь важна каждая мелочь, иначе не поверят. Чтобы передать атмосферу Зоны, например, писатель посмотрел несколько документальных фильмов про Чернобыль. Образы сталкеров Саная и Сарацина помогли создать сталкеровские игры. По специфическим вопросам он консультируется с экспертами.
Кстати, благодаря именно повышенному вниманию к деталям книги Владимира Кривоногова стали очень популярны. Вот как об этом рассказывает сам писатель:
- Как-то мне в руки попал боевичок. Когда я начал его читать, удивился безграмотности автора. Человек пишет о военных операциях, оружии, но даже не знает, чем отличается курок от спускового крючка. Я сам военный, поэтому подобная небрежность меня возмущает. "Я бы лучше написал", - сказал другу. "Вот возьми и напиши", - подзадорил товарищ. Вскоре после нашего разговора я должен был сопровождать группу подростков во всероссийский детский лагерь "Орленок". Целый месяц смотрел за детьми, а в свободное время писал книгу. За двадцать дней сочинил основную часть "Саная и Сарацина". А когда вернулся в Курган, закончил оставшиеся четыре главы. Вроде получилось неплохо. Решил предложить издательствам. Отправил по электронной почте текст в одно, другое, третье - никто не откликнулся. Дочь Дарья подсказала: "Выложи в Интернет, туда, где люди свои произведения публикуют". Я загрузил на площадку Самиздата текст с рабочим названием "Зеркало жизни" и отправился в длительную командировку. Когда приехал, с удивлением узнал, что мой роман попал в рейтинг самых читаемых произведений. В первом месяце "Санай и Сарацин" вошли в топ-500, во втором - в топ-40. На третий месяц издательство "Крылов" предложило подписать договор на выпуск романа с передачей ему прав правообладателя на 5,5 года. С удовольствием согласился, потому что самому издавать книгу слишком дорого. Теперь "Санай и Сарацин" продается в четырех странах.
Книги Владимира Кривоногова читаются на одном дыхании. В них нет длинных и монотонных повествований. Герои постоянно в движении и диалоге, а события развиваются так стремительно, что невозможно оторваться, пока не узнаешь, чем закончится дело. Чувствуется рука мастера. Между тем автор не считает себя профессиональным литератором.
- Писатель - это громко сказано, - скромничает фантаст. - Да и в Союзе писателей не состою. Можно сказать, я просто пишущий автор.
Сколько лет Бабе Яге
Владимир Кривоногов похож на человека со встроенным генератором идей. Без сомнений, он нас еще не раз удивит своим творчеством. Сейчас на Ютубе идет премьерный показ аудиопроекта "Баба Яга в борьбе за смерть". Текст читает крымская поэтесса Ольга Пивоварова, с которой писатель дружит и сотрудничает. Это своеобразная сказка для взрослых в жанре славянского фэнтези про девушку по имени Ягода из деревни Красатинка. Жених ее бросил и ушел к другой. От горя она решила утопиться, но злой колдун наделил ее волшебным даром и способностями управлять людьми и зверьем. Ягода превращается в ведьму и начинает мстить своим обидчикам. Интересно, что эту историю Владимир Кривоногов пишет в соавторстве со своей дочерью, студенткой университета Дарьей. Причем книга пока до конца не написана, близка к завершению, но ее уже по главам выкладывают в Интернет.
- Мы решили проследить путь Бабы Яги: откуда она взялась, куда делась и почему так крепко держится в народной памяти, - приоткрыл тайну писатель. - Определили ей срок жизни - тысячу лет. Надеюсь, роман выйдет уже в этом году.
В планах Владимира Кривоногова выпустить еще одну книгу, которая будет особенно интересна курганцам.
- Это уникальная история, основанная на реальных событиях. Мне ее рассказал один из участников, - поделился автор. - В 1980-х годах небольшая группа студентов и двое рабочих с Курганмашзавода ходили на Северный Урал в долгие изнуряющие походы за полудрагоценными камнями. Привозили их в Курган и отдавали старому еврею-ювелиру, который занимался шкатулками. Семь глав уже написал. А вот что было дальше, раскрывать не буду. Могу только сказать: по жанру это приключенческий таежный роман.
Писатель признался, что хочет взяться за боевики и попробовать себя в детективе. Между тем Владимир Кривоногов - великолепный рассказчик. В его творческой копилке несколько коротких историй, не уступающих по глубине крупным произведениям. Это даже не рассказы, а зарисовки из жизни. Вот неунывающий молодой парень Вовка Данилов из села Басковского решил заняться бизнесом и завел гусей. А когда дела пошли в гору, вдруг все бросил и ушел по контракту в армию - защищать рубежи Родины, радуясь возможности стать пограничником. А вот семилетняя девочка из Луганска так искренне молится на коленях перед кроватью умирающей матери, что к ней спускается сам Создатель и спасает маму. Привлекает рассказ "Бой" - как будто страница, вырванная из книги: ни начала, ни конца.
- Этот маленький текст я написал, когда мой товарищ рассказал про один из эпизодов своего боевого опыта, - пояснил автор. - В нем нет конкретики, но есть переживания.
Одно тревожит Владимира Кривоногова:
- Люди перестали читать книги! Книжные магазины закрываются один за другим. Поэтому написание книг превратилось в некое интеллектуальное хобби, не приносящее великих доходов. Скорее, оно позволяет развиваться и самореализовываться. Создавать свои собственные миры - чертовски заманчивая привилегия писателя.
Без банальщины
Приключения и фантастика увлекли Владимира Кривоногова еще в школе. В пятом классе он прочитал всего Александра Дюма. До сих пор помнит, как закрывался на ночь в кладовке с томиком "Графа Монте-Кристо" и фонариком в руке, чтоб родители не увидели и не отправили спать. А потом были "Люди, как боги" Снегова, "Туманность Андромеды" Ефремова, "Гианэя" Мартынова. Галактика и звездолеты будоражили воображение, переносили в неведомые миры.
В седьмом классе его поразил фильм "Через тернии к звездам". Правда, к тому времени у юного книгочея уже сложился свой критический взгляд на подобные сюжеты. Он даже нарисовал к фильму несколько комиксов, а потом потихоньку стал писать рассказы. Они были наивные и по-детски трогательные. Но именно с них начался его путь в большую литературу. Свое видение фантастики Владимир сохранил до сих пор.
- У меня есть девиз: без банальщины! - говорит писатель. - Конечно, очень трудно не повторяться, особенно в современной сталкеристике, где вышли уже тысячи книг. Однако прописные истины никого не интересуют. Если хочешь, чтоб тебя читали, надо быть оригинальным. В принципе, секретов нет. Мои персонажи - обычные люди, только находятся в экстремальных фантастических условиях. А как подать такой сюжет, зависит от автора.
Кривоногова совсем не привлекает научная фантастика. Более того, он считает, что она "вымерла как вид". В наше время бурного развития информационных технологий, компьютеризации мир трудно чем-то удивить, замечает он. Но в инопланетян верит.
Справка "РГ"
Владимир Кривоногов родился в Кургане в 1968 году. Служил в Вооруженных силах СССР и спецслужбах РФ. Сейчас - военный пенсионер, работает в Управлении реабилитации территорий и защиты населения Курганской области.