По просьбам бизнеса Совет Федерации инициировал дополнительную проверку системы "Платон", что от нее ожидают дорожники?
Иван Григорович: Она будет способствовать опровержению многих мифов, которые раздуты вокруг проекта. В частности, некоторые перевозчики до сих пор выступают за отмену транспортного налога, в то время фактически пользователи "Платона" от него уже освобождены. Владелец большегруза полностью освобождается от транспортного налога, если он меньше суммы платежа за федеральные дороги.
Существуют и призывы передачи системы от бизнеса государству, в то время как она уже является 100-процентной собственностью государства и все отчисления перевозчиков поступают напрямую в бюджет, не задерживаясь на чьих-то сторонних счетах.
Система работает на основании федерального закона, в котором прописана обязанность компенсации владельцами грузовиков массой свыше 12 тонн ущерба федеральным дорогам. Правомерность проекта подтверждена Конституционным судом РФ.
Для приведения в нормативное состояние и развития дорожной сети страны нужны неналоговые источники наполнения дорфонда, такие как система "Платон" и развитие проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в инфраструктуру. Только за прошлый сезон регионы благодаря запуску системы получили 22,9 миллиарда рублей на ремонт дорог и мостов. Еще 8,7 миллиарда рублей за счет "Платона" было предоставлено субъектам из госбюджета на компенсацию выпадающих доходов от вычета по транспортному налогу, который был предоставлен более чем 200 тысячам российских пользователей системы "Платон". То есть, регионы ничего не потеряли, а только приобрели дополнительные средства на ремонт дорог и мостов.
Что получила дорожная отрасль за почти полтора года работы системы "Платон"?
Иван Григорович: На собранные средства уже отремонтировано более тысячи километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах страны. К примеру, в Петрозаводске удалось восстановить две трети улиц города. В 19 регионах начался долгожданный ремонт 24 аварийных и строительство 7 новых мостов. В этом дорожном сезоне собранные средства от системы "Платон" будут направлены, в том числе, на ремонт и развитие федеральной дорожной инфраструктуры. При этом сами грузоперевозчики будут выбирать дороги, которые будут отремонтированы за счет сборов "Платона". Такой опрос заработал в рамках проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) "Карта убитых дорог".
Если сравнивать прогнозные поступления от системы в дорожный фонд с объемом средств, которые будут выделены в этом году на ремонт и содержание федеральных трасс (248 миллиардов рублей), то с учетом продления льготного тарифа для перевозчиков они составят почти 10 процентов от данной суммы. То есть, условно каждый десятый рубль, вложенный в ремонт дорог, будет получен благодаря системе. Взимание платежей с тяжеловесных грузовиков для компенсации ущерба дорогам - это общепринятая в мире практика. Обширный опыт, например, имеет Германия, Австрия, Польша, Бельгия, Чехия, Словакия, Венгрия и даже Белоруссия. Это стандартное и абсолютно правильное решение, которое основано не на каких-то политических или коммерческих соображениях, а на инженерной физике, исходя из расчетов разрушающего воздействия большегрузов на дороги.
А сколько уже денег заработала компания-оператор за счет платы от государства?
Иван Григорович: Вся статистика финансовых взаимоотношений Росавтодора с оператором открыта и четко прописана еще в августе 2014 года - ежегодный платеж 10,6 миллиарда рублей. Однако это не прибыль оператора. Срок окупаемости подобного проекта для инвестора превышает 11 лет. Об этом мало кто говорит, а ведь это напрямую свидетельствует об эффективности выбранной формы государственно-частного партнерства при реализации проекта.
Большая часть выделяемых оператору средств идет на регулярные операционные расходы (содержание двух современных центров обработки данных, затраты на связь для миллиона бортовых устройств, каналов к рамкам и офисам, обслуживание 138 офисов, диагностика и оперативный ремонт оборудования рамных конструкций, плановая замена оборудования, техобслуживание автомобилей мобильного контроля). Помимо этого, оператор продолжает нести капитальные затраты на строительство рамных конструкций контроля на федеральных дорогах всей страны. К примеру, если посчитать в деньгах, то один из значительных пунктов капитальных затрат оператора - расходы на выпуск бортовых устройств (сейчас произведено более миллиона устройств) равны их стоимости 7 миллиардов рублей.
Государство не потратило ни одного рубля на строительство всей инфраструктуры системы "Платона" - это были исключительно частные инвестиции. При этом только после госприемки все объекты системы стали полностью государственной собственностью.
Почему государство пошло на встречу перевозчикам и продлило льготный период тарификации в системе "Платон"?
Иван Григорович: Сроки отмены льготного тарифа с перевозчиками обсуждались еще с прошлого года. Перевозчики отмечали, что отменять льготы необходимо только после развертывания системы контроля, чтобы все грузоперевозчики вносили плату в равных условиях, чтобы не было неплательщиков. Отдельные перевозчики, чувствуя безнаказанность, продолжают работать без внесения платы в счет возмещения наносимого вреда дорогам, занижая таким образом тариф ниже рыночного. Получается, что законопослушные перевозчики перешли бы на новый тариф 3,06 рубля за километр, а часть продолжила уклоняться от законной обязанности компенсации ущерба. Это бы создало парадоксальную ситуацию, когда добросовестные компании и предприниматели приняли бы на себя дополнительную нагрузку, а нарушители бы получили от этого только преимущество за счет удержания своих тарифов. Для соблюдения принципа справедливости власть и бизнес договорились сохранить льготный минимальный тариф до тех пор, пока не будет полностью отлажена система выявления нарушителей.
Как сейчас налажен контроль за "12-тонниками", которые едут по федеральным трассам без внесения платы в дорожный фонд?
Иван Григорович: Задействовано два механизма проверок перевозчиков. Первый - это стационарные рамки фото и видеофиксации нарушителей, которые в автоматическом режиме фиксируют регистрационные номера автомобилей, далее автоматика сверяет их с базой грузовых автомобилей и проверяет факт наличия оплаты. Данные по неплательщикам направляются в Госавтоинспекцию, которая уже направляет административные штрафы владельцам грузовиков. Сейчас таких рамок уже 300 и они расположены в регионах с самой широкой сетью федеральных дорог. Через три месяца их количество увеличится еще на 40 процентов до 491 конструкции. Второй способ контроля - это ежедневные рейды на самих трассах, которые осуществляют сотрудники Ространснадзора и 100 автомобилей мобильного контроля. Они выявляют тех, кто пытается объехать места установки рамок или пытается другим способом обмануть систему. За прошлый год в отношении нарушителей вынесено почти 30 тысяч штрафов.
В Общественной палате РФ требовали ужесточить контроль за "неплательщиками", чтобы не дать таким перевозчикам демпинговать и обеспечить равную конкуренцию на рынке. Какие меры для этого принимаются?
Иван Григорович: Летом рамки стационарного контроля охватят всю федеральную дорожную сеть и будут установлены через каждые 100-150 километров. Одновременно с этим для вынесения штрафов перевозчикам-уклонистам в системе "Платон" запустят единый надзорный центр Ространснадзора. Будут внесены и изменения в КоАП, которые повысят сумму штрафов и предоставят надзорным органам возможность неоднократного наложения санкций на владельца автомобиля-нарушителя, если он был несколько раз в течение суток выявлен системами контроля на разных участках трасс.
Прогнозные оценки самих участников рынка свидетельствуют о том, что за счет вывода перевозчиков на легальные схемы работы государство сможет добиться увеличения поступлений в дорожный фонд от функционирования системы "Платон" почти на 10 процентов. А самое главное - законопослушные перевозчики будут в равных условиях.
Перевозчики после запуска системы "Платон" действительно меняют свои маршруты и переходят с федеральных на региональные дороги?
Иван Григорович: Это один из распространенных мифов. Объезд федеральных дорог не везде возможен и практически никогда не выгоден перевозчику. Здесь достаточно простого экономического расчета целесообразности: если путь фуры становится длиннее больше чем на 5-10 процентов, то нет смысла делать крюк - дешевле воспользоваться федеральной дорогой с учетом отчислений через "Платон". Затраты по "Платону" не превышают 3-6 процентов в структуре затрат на перевозку груза. При более длинном маршруте по региональным дорогам перевозчик понесет больше затрат на то же самое топливо.
Наблюдается ли тенденция перераспределения грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт?
Иван Григорович: Это происходит только там, где это действительно целесообразно, естественным образом. В этом плане российский рынок развивается по примеру стран Европы и Северной Америки. К примеру, в самой автомобилизированной стране - США - существует законодательство, в котором четко прописано, что тяжелые строительные грузы, насыпные - щебень, песок, металлопрокат, лес не перевозят на грузовиках на расстояния 200-600 километров, а используют для этого железнодорожный транспорт. При таком подходе упоминание о том, что в России до сих пор на автомобилях возят навалочные грузы, железобетонные и строительные конструкции, воспринимается как чудо из чудес, как то, чего не бывает и не должно быть.
Вместе с тем, сейчас сам рынок автомобильных грузоперевозок находится на подъеме - в начале года его рост составил более 11 процентов. В апреле также удвоились показатели регистрации в системе новых транспортных средств, что обусловлено закупкой перевозчиками дополнительного подвижного состава на фоне роста заказов и грузооборота, а также желанием новых пользователей присоединиться к "Платону" в связи с усилением работы контрольно-надзорных органов.
С какой периодичностью собранные системой средства перечисляются в дорожный фонд?
Иван Григорович: Ежедневно! Все средства, которые вносят перевозчики за использование федеральных дорог, каждый день в полном объеме перечисляются в госбюджет, а именно в дорожный фонд. Помимо этого, оператор ежедневно отчитывается перед Росавтодором о поступлении и перечислении денежных средств.
Какую полезную статистику может получить сам перевозчик от "Платона"?
Иван Григорович: В личном кабинете видны все автомобили собственника, движение денег по счету. Видно, сколько километров проехал автомобиль, где он останавливался и на какое время с точностью до секунд и координат. Пользователь получает отчеты о маршрутах своих автомобилей - "Платон" выступает в роли системы контроля. Также в личном кабинете представлена вся информация о порядке получения перевозчиками вычета из транспортного налога. Еще в электронном виде можно получить необходимую справку для налоговой службы, которая предусмотрена при упрощенном получении налогового вычета.
Кто больше всех "проезжает" в системе "Платон"?
Иван Григорович: Значительный пробег по федеральным трассам у профессиональных логистических компаний. Эффективное использование транспорта отмечаем у нефтеперерабатывающих предприятий, большегрузы которых проходят по 25 тысяч километров в месяц.
Система "Платон" показывает трассировку прохождения фур, скорость их передвижения, что позволяет увидеть узкие места на дорожной сети. Это позволит повысить эффективность организации дорожного движения?
Иван Григорович: Безусловно, это учитывается при формировании дорожных программ. Мы планируем развивать матричную структуру дорожной сети, прорабатываем альтернативные пути. В этом году в планах Росавтодора отремонтировать 8,5 тысячи километров трасс. Еще на 2 тысячах километров федеральных дорог пройдут работы по строительству и реконструкции.