16.04.2017 23:20
Общество

Андрей Максимов: Считать, что ребенок - это глина, в корне неверно

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (7247)
"Мы ленивы и не любопытны. Мы ленивы и не любопытны". Пушкин А. С. Проверка связи. Читатель "РГ", как слышите меня? Прием!
Читать на сайте RG.RU

Слышите? Прекрасно! Дорогой читатель, знаете ли вы, кто такой Дональдс Вудс Винникотт? Нет? Не расстраивайтесь. Если ваш ребенок ходит в школу, задайте вопрос про Винникотта его учителям - вряд ли получите ответ утвердительный. Не исключено и раздражение: "Зачем он нам только нужен, этот Винникотт?"

"Некоторые считают, что ребенок - это глина... Но это в корне неверно... Относясь же к ребенку, как к действующей системе, вы сможете действительно увидеть массу интересного, наблюдая за тем, что происходит в процессе его развития, пока вы удовлетворяете его потребности".

Каково? Не правда ли, мысль, которая может очень даже пригодиться всем тем, кто серьезно относится к воспитанию детей.

Еще желаете?

Некоторые считают, что ребенок - это глина... Но это в корне неверно!

"Ребенку претит родительский эгоизм. Разве вы не понимаете, что причиняете вред ребенку, насаждая свои правила в доме и не замечая стремления ребенка создать свой маленький мирок, где он мог бы поступать по своей воле и согласно собственным представлениям".

Бог ты мой! На каждой лекции, на каждой консультации родители не устают спрашивать меня: "Как заставить чадо убирать свою комнату?" И я не устаю отвечать: "Зачем? Дайте ему возможность жить так, как ему нравится в своем мире". Оказывается, об этом же самом Винникотт говорил еще в середине прошлого века!

Специалисты: Систему образования для детей нужно "перезагрузить"

Так кто же он такой, Дональдс Вудс Винникотт? Человек, говоривший о воспитании не только очень умно, но и очень современно?

Если одним словом: гений. Или: первооткрыватель. В начале ХХ века, когда к детям относились как к недоделанным людям; когда младенца считали существом, которое потенциально может стать человеком; когда на семейные парадные портреты не очень любили брать детей - Винникотт, по сути, придумал педиатрию и детскую психологию. Он был первым.

Можно смело говорить, что некоторые его выводы являлись открытиями. Например, этот: "Еще в утробе ваш младенец уже является человеческим существом, а к моменту рождения он обладает большим опытом, как позитивным, так и негативным". Одна из глав книги Винникотта называется "Младенец как личность". Вывод революционный даже по нынешним временам, когда многие родители и даже педагоги убеждены, что ребенок - никакая не личность, а вот именно глина, из которой надо слепить нечто по собственному образу и подобию.

Сорок лет Винникотт работал педиатром в Лондонской больнице и за это время помог более чем 60 тысячам (!!!) детей. Он придумал свою терапевтическую систему, которая помогает ребенку в решении и психологических, и физических проблем, и назвал ее так, как мог назвать только человек, влюбленный в детство, "Игра в каракули". В свое время он был настолько знаменит, что дважды избирался президентом Британского психологического общества.

Мы ленивы и не любопытны...

Книга Винникотта "Ребенок, семья и внешний мир", которая во многом переворачивает представления и о воспитании, и о детях, вышла в Институте общегуманитарных исследований (за что издателю отдельное спасибо) тиражом - внимание!!! - сто (100) экземпляров. Я пишу эту колонку не только для того, чтобы познакомить любимых читателей "РГ" с таким удивительным человеком, но и в надежде, что, может быть, отыщется издатель, переиздаст? Винникотт, умерший более сорока лет назад, остается удивительным собеседником для всех, кто интересуется воспитанием.

Книга Винникотта, которая переворачивает представление о воспитании детей, вышла тиражом всего 100 экземпляров

Меня давно волнует вопрос: педагогика - наука или что? Вроде как существует масса докторов и кандидатов педагогических наук, а с другой стороны, открытия великих педагогов прошлого не только не используются в практике, но просто неизвестны большинству учителей. Имя Ушинского знают все, некоторые в курсе, что его называют отцом научной педагогики в России, а вот в чем суть его педагогических открытий, скажут немногие. С Песталоцци - хуже, о нем мало кто слышал. Винникотт не известен практически никому. Тираж сто экземпляров говорит о многом, согласитесь.

Какие витамины нужны школьникам и студентам весной

Как и Песталоцци, Винникотт был практиком и свои выводы делал на основании общения с детьми. Каким-то непостижимым образом он умел общаться с только что родившимися человеками. Он считал, скажем, что наши ошибки в воспитании детей начинаются с самого начала, с рождения. Некоторые мамы всерьез полагают, что ребенок - это чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно. А ведь у младенца есть огромный опыт! - восклицал Винникотт. Принципиально по-разному воспитывают детей родители, которые хотят что-то узнать от своего ребенка, и те, кто убежден: они должны ему постоянно вдалбливать какие-то истины.

Уже даже ленивый ругал нашу систему образования, перед которой в растерянности и родители, и дети. Книги Винникотта - и подспорье, и совет. Если, конечно, удастся их найти.

"Важно понимать, что ребенок - это человеческое существо", - настаивает Винникотт. Что это значит? У ребенка есть свой мир, свои трагедии, свои радости, свои обретения и потери, своя жизнь, наконец. Очень часто нам они кажутся мелкими и не заслуживающими нашего благосклонного взрослого внимания. И это серьезная ошибка.

Итак, гений, первооткрыватель, наш потенциальный советчик в воспитании и образовании наших детей Дональд Вудс Винникотт. Умер более сорока лет назад. Нам не мешало бы с ним познакомиться.

Мы ленивы и не любопытны. Алло! Связь есть?

Семья и дети