23.04.2017 13:32
Культура

Почему мода на сериалы набирает обороты

Текст:  Сусанна Альперина
Читать на сайте RG.RU
"Конечно, коллеги, если вы дадите приз за лучшую актерскую работу артисту, который сыграл в сериале "Миссия" российского космонавта Владимира Комарова, моя страна будет гордиться", - говорю я членам Международного жюри прессы единственного в мире фестиваля сериалов "Серия Мания" (Series Mania). В этом году у него уже восьмой сезон - так они сами себя представляют. Проходил фестиваль с 13 по 23 апреля. А в следующем году запланирован еще один фестиваль сериалов - также во Франции, в Каннах.
Сериал на выходные: "Подлый Пит", мальчик с феноменальной памятью

В цифрах "Серия Мания" выглядит так - 40 тысяч зрителей, 1300 профессионалов сериальной индустрии, в различных программах 60 сериалов из 31 страны мира. За 10 дней в кинотеатрах 150 показов. Фильмом открытия в этом году была первая серия третьего сезона фильма "Оставленные", фильмом закрытия - уже известная в России лента "Вражда: Бетти и Джоан". Почетные гости "Серия Мания" в этом году - актер Джастин Теру (звезда фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв"), актриса Джулианна Маргулис (наши зрители знают ее по сериалу "Хорошая жена"), а также сценарист, актер и продюсер Адам Прайс. Жюри основного конкурса, в котором представлены 10 сериалов, возглавляет Дэймон Линделоф - создатель многосерийных фильмов "Остаться в живых", "Оставленные" и других. В большое жюри также входит и любимая в России Агнешка Холланд.

В "Серия Мания" несколько программ - основной конкурс, веб и цифровые сериалы - это новая тенденция, которая прогрессирует с невероятной скоростью. Также - "Международная панорама" - в ней впервые за долгое время (ранее на фестивале была только "Оттепель" Валерия Тодоровского - прим. "РГ") представлены два российских проекта - сериалы "Лучше, чем люди" Андрея Джунковского и "Салам, Масква!" Павла Бардина. У второго фильма тут были шансы, кстати, войти и в официальный конкурс. Помешало лишь то, что он был уже показан на Первом канале, а тут в конкурсе - только не видевшие эфира новинки. Еще одна программа - "Лучшие американские сериалы" - на особом счету. Так, например, представителям индустрии и членам жюри дают ссылки на специальную видео библиотеку (Video Library). Однако американских сериалов в ней нет - боятся производители самого дорогого контента за свои права. И, в отличие от остальных, могут себе это позволить. Зато в кино во время фестиваля можно посмотреть свежеиспеченные сериалы "Американские боги" по бестселлеру Нила Геймана , "Легион" или хиты прошлого года, такие, как "Вне времени". Зрители - в основном молодежь - так и делают: берут билет и на целый день идут в кинотеатр.

В видео-библиотеке есть еще два сериала из России. Это "Sпарта" Егора Баранова и "Измены" Вадима Перельмана. Каюсь, но я успела "подсадить" своих коллег из Международного жюри прессы на российские новинки. А команда подобралась представительная: "Российская газета" в компании журнала Variety, крупнейшей в Норвегии газеты Aftenposten, американской The Huffington Post и "Свободной Бельгии" (La Libre Belgique). Теперь они рассказывают друг другу, своей аудитории и представителям индустрии, что в России сняли кино про роботов, а еще про женщину, у которой сразу три любовника. Журналист из Бельгии Каролина Гурдин призналась, что "Лучше, чем люди" ей понравились даже больше футуристического сериала "Трансфер", которому мы присудили в итоге главную награду в нашей программе. В дополнение к ее словам, и посмотрев первую серию, могу лишь сказать, что проект действительно многообещающий.

Наше жюри судит программу французских сериалов. Французы - нация кинолюбивая, это все знают, и для нас отобрали crème de la crème из того, что только-только сняли для телеканалов, таких как Arte, Canal + и других. Сериалы разных жанров - сравнивать и судить их нелегко. Всего шесть проектов, но можно считать, что пять, поскольку фильм "Ким Конг" параллельно представляет Францию и в основном конкурсе. Он - про кинематографистов и для них же (в этом плане похож на "Оттепель", с той лишь разницей, что это комедия), заодно позволяет зрителю заглянуть на съемочную площадку. По сюжету французского режиссера - автора кассовых блокбастеров - похищают по приказу командора азиатской страны (образ собирательный, но похоже на Северную Корею). Командор из-за политических забот погубил в себе талант, как он считает, сценариста. И берет в заложники режиссера, чтобы тот снял азиатскую версию "Кинг Конга". Местами смешно, но мы сразу же единогласно решили, что в нашем случае - не победитель. Трудно прогнозировать судьбу этого сериала. Но там есть некоторые драгоценные эпизоды. Например, когда азиатский диктатор объясняет современному режиссеру, что "нам не нужны компьютеры и гаджеты, декорации  и люди должны быть живые, без этого кино - не кино". "Как же я устал снимать на зеленом фоне!" - признается в ответ режиссер и вдохновляется. Его удручает, что он идет на поводу у кассы и снимает блокбастеры - он давно уже мечтает снять свое авторское киновысказывание.

Почему обязательно нужно посмотреть сериал "Доктор Кто"

Фильм "Лес" из французской программы снят режиссером по имени Джулиус Берг. Некоторое время мне это имя не дает покоя - потом вспоминаю, что оно же возглавляет титры недавнего сериала "Мата Хари", сделанного в России в копродукции  с несколькими странами. "Лес" - триллер, рассказывающий историю пропавшей и убитой школьницы. Довольно вторичен, заставляет вспомнить "Твин Пикс", потому что дело происходит в небольшом городке. Главную героиню, однако, режиссер выбрал получше, чем Ваину Джоканте, что играла роль Маты Хари. Это - Алексия Бальер в роли школьной учительницы без настоящего имени и семьи, в свое время она сама явилась в городок из леса. Была подкинута в один из домов израненной  маленькой девочкой. Ее подобрали, выходили, и теперь ей предстоит распутывать дело о пропавших ученицах. Сериал интересный, но поскольку сделан в слишком классической и традиционной манере, как победителя мы его также не рассматриваем, и мое предложение отметить за роль Алексию у коллег поддержки не находит. Зато мы всерьез спорим о том, чтобы присудить лучшую роль девочке из другого сериала - "Аврора". Он всем нам нравится, захватывает с первых же кадров - рассказывает историю о том, как на детской площадке в городке у моря, вода в котором розово-красного цвета, мальчик и девочка убивают малыша за... пачку печенья. Дальше история криминальная перерастает в социальную. Идет расследование. Один ребенок-убийца пытается забыть, другой - не может выбросить из памяти.

Однако главный приз этому сериалу хочет отдать только один член жюри. Это - явное меньшинство, и мы продолжаем обсуждение. Что касается чудесной девочки - исполнительницы главной роли, решающей оказывается фраза: "У нее еще все впереди!" И мы переходим к сериалу "Семейный бизнес". В нем настолько яркие женские роли, что даже выбрать из них трудно - одна другой лучше. В этом фильме рассказывается о матери и дочери, у которых своя судебная компания. Много подробностей из их личной жизни, вперемешку с историями, которые они распутывают. Думаю, телеаудитории российских женщин этот проект или его адаптация очень бы понравился. В нем есть и домашние проблемы, и любовь, и секс, и комедийная составляющая, и криминальная. Мне по душе актриса, которая играет мать - знаменитая и популярная во Франции Катрин Маршаль, но у нее и так уже много призов, поэтому эту кандидатуру мы также не обсуждаем. Есть в сериале еще одна яркая работа - "цветная" актриса Надеж Боссон-Дианье играет в одной из серий клиентку главных героинь - Фату (серия так и называется). Коварная преступница обманом уводит у нее мужа, прикидываясь жертвой нападений. Еще пытается забрать  и дочь. Актриса похожа на ожившую африканскую богиню, и дар ее сомнению не подлежит. Но все же роль - второстепенная на общем фоне сериала. И мы единогласно приходим к решению отдать приз за лучшую женскую роль Офелии Колб, сыгравшей дочь в сериале "Семейный бизнес". И это было почти единственное решение, по поводу которого  наше жюри журналистов спорило всего лишь 10 минут. Более двух часов мы не могли прийти к единому мнению, какой же французский сериал следует назвать лучшим. Жюри основного конкурса, программ "Панорама" и конкурса веб-сериалов все решали как-то тихо-мирно. А за нашим столиком велась чуть ли не перестрелка. Основная и нешуточная битва разгорелась между сериалами "Трансфер" и "Миссия".

Кадры из сериала "Лучше, чем люди"

"Миссия" - сериал на модную нынче во всем мире космическую тему. Для французов это - первый подобный опыт в сериальном жанре, которым они невероятно гордятся. В начале апреля на Дне сериалов в Каннах в рамках телерынка MIPTV "Миссия" получила приз жюри телекритиков. Понятно, что и в Париже этот проект незамеченным не пройдет. Начинается этот сериал как раз со сцены гибели российского космонавта Владимира Комарова - как отсыл к космической трагедии, которая может случиться во все времена. В консультанты создатели проекта российских космонавтов и специалистов отрасли не брали. Зато взяли российских кинематографистов. Сцена получилась для россиян необычная, но для всего мира - захватывающая. Поскольку сериал "Миссия" - опыт новый, его можно поощрить лишь за намерение и дебютную составляющую. В сравнении же с "космическими" фильмами стран -  ведущих кинопроизводителей он проигрывает. Таковы мои аргументы. Но у каждого члена жюри они свои. Зато футуристический сериал "Трансфер" для меня - несомненный победитель. Он рассказывает о тех временах, когда людей можно будет пересадить из одного тела в другое. И когда мы все же отдадим этому научно-фантастическому триллеру главный приз - обоснуем награду в такой формулировке: "Как далеко мы должны зайти в своем стремлении к бессмертию?" Уголовник в теле маленькой школьницы, простой рабочий - мастер по дереву - в теле полицейского, добропорядочный семьянин в теле преступника-маньяка.  Оппоненты-журналисты взывали к сериалу "Черное зеркало", обвиняли в повторе. Мнения разделились два на два. В итоге свой голос нашему лобби отдала поклонница сериала "Аврора".

Фильм "Большой" Валерия Тодоровского выйдет в прокат в начале мая

Третий приз, который предстояло нам вручить, - за лучшую мужскую роль. Если никого не хотеть обидеть, то его надо было бы отдать сериалу "Миссия". Но у нас же   объективное жюри. И никто на нас не может влиять. У нас была идея спросить совета у главного отборщика "Серия Мания", программного директора фестиваля Фредерика Лавина, но он ответил, что не имеет права - все сами! Поэтому мы и выделили Арье Уортальтера из сериала "Трансфер", сыгравшего главного героя, того самого семьянина, который в результате пересадки тел вдруг оказался полицейским. Стоит ли адаптировать "Трансфер" для России?  Отвечу отрицательно. Купить - да и показать на оном из каналов. Переснимать? А зачем? У нас же теперь есть "Лучше, чем люди". Главное, чтобы все остальные серии этого фильма были на уровне. Осенью уже увидим.

ТВ и сериалы