13 апреля Маркелова задержали в Йошкар-Оле и этапировали в Москву. Против Маркелова возбуждено дело по статьям "получение взятки", "дача взятки" и "посредничество во взяточничестве". По версии следствия, Маркелов, занимая пост губернатора, получил через доверенное лицо Наталию Кожанову от учредителя фабрики "Акашевская" Николая Криваша более 235 млн рублей за "покровительство и содействие при имущественной выплате средств государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного комплекса".
Это дело продолжает уже довольно длинный список задержаний и арестов руководителей регионов и городов, которые, по мнению следствия, превратили госслужбу в незаконное частное предприятие. По некоторым подобным делам уже вынес решение суд. Часть высокопоставленных фигурантов ожидают решения своей участи в следственных изоляторах. Кто они, как им теперь сидится? Об этом рассказывают корреспонденты "Российской газеты".
"Сегодня мы едим краба, завтра краб ест нас"
Народная браконьерская мудрость, вынесенная в подзаголовок, родом с Сахалина. Из области, где правил самый известный из всех губернаторов, что сейчас находятся под стражей, - Александр Хорошавин. Хотя бы потому, что ни у кого из его попавших под подозрение коллег дома не хранился почти миллиард в разных валютах.
Кстати, на прошлой неделе Верховный суд отказался рассматривать кассационные жалобы экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, его бывшей жены и сына на решения об изъятии имущества на 1,8 миллиарда рублей. Верховный суд не нашел основания для пересмотра решений нижестоящих инстанций. По мнению судей, Хорошавины не представили доказательств, которые бы подтверждали законность приобретения вещей.
Бывший мэр города Охи Александр Хорошавин возглавлял регион с 2007 года до момента ареста в марте 2015-го. Бывший губернатор обвиняется по нескольким эпизодам получения взяток. Следствие полагает, что в 2009 году он создал организованную преступную группу, куда вошли его заместитель Карепкин и советник Икрамов, которая за шесть лет получила незаконным путем свыше 522 миллионов рублей. К одному из эпизодов причастен министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия области Николай Борисов.
Считается, что эта группа за вознаграждение покровительствовала местным бизнесменам в получении госконтрактов, субсидий из бюджетов, обеспечивала сдачу и оплату выполненных работ. Как позже скажет на суде представитель Генпрокуратуры Денис Штундер, Хорошавин имел долю почти во всех крупных проектах в регионе в размере пяти-шести процентов от суммы подряда. Например, от строительства дорог, свинофермы, гимназии и т.п.
Хорошавиным были легализованы 77 миллионов рублей. Имущество его семьи на сумму 1,8 миллиарда рублей конфисковано Южно-Сахалинским городским судом 20 мая 2016 года. Верховный суд оставил решение в силе.
Дело экс-губернатора начали рассматривать в суде Южно-Сахалинска в начале марта текущего года. На скамье подсудимых трое: бывший губернатор, его советник и заместитель. Предполагается, что суд будет идти вплоть до осени.
Вторая беда Удмуртии
В начале апреля этого года Басманный суд Москвы арестовал Александра Соловьева на два месяца. Подозревают, что брал взятки от подрядчиков, занятых на строительстве платных мостов через Каму и Буй.
А начиналось все хорошо. Александр Соловьев был назначен временно исполняющим обязанности главы Удмуртии в феврале 2014 года. В сентябре того же года Соловьев победил на выборах. Жители Удмуртии, особенно те, кто имел автомобиль, приняли нового главу хорошо. Соловьев родом из Алнашского района республики, 24 года проработал в дорожной отрасли региона, возглавлял "Удмуртавтодор". Первым делом Соловьев уволил министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии.
Александр Соловьев запустил проект "Открытое правительство", заявив, что будет формировать новый состав кабинета министров с учетом мнения общественности и из кандидатов, которых предложат сами жители. По итогам голосования в правительство республики вошли несколько "народных" министров, оставшихся власти назвали кадровым резервом региона.
О ситуации в собственной семье главный борец с коррупцией скромно умалчивал. По некоторым данным, две дочери Александра Соловьева входят в состав руководства нескольких компаний, активы которых приближаются к двум миллиардам рублей. Кроме того, младшая дочь бывшего главы Удмуртии Юлия Башкова работает заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства республики, ведомства, которое с приходом Соловьева к власти возглавил его друг по прежней работе в "Удмуртавтодоре".
Башкова - член совета директоров пяти дорожных предприятий, которые за последние несколько лет выигрывали многомиллионные государственные тендеры на ремонт и реконструкцию дорог.
После ареста экс-главы Удмуртии выяснилось, что основным "активом" семьи Соловьевых были даже не подконтрольные дорожные организации, а Камский мост. Стройка века для республики, на которой Александр Соловьев получил более 140 миллионов взяток. Руководство республики несколько раз объявляло дату открытия моста, но мост официально не запущен в эксплуатацию до сих пор.
Лыжня по-кировски
Старт в декабре 2008 года губернаторской карьеры Никиты Белых, бывшего руководителя Кировской области, оказался одним из наиболее ярких - бывший лидер СПС, оппозиционер, либерал и вдруг - губернатор. Арест Никиты Белых стал такой же неожиданностью, как и его назначение.
Для проведения губернаторских реформ понадобились и "реформаторы", которых Никита Белых призвал в регион в большом количестве. Но кадровая политика оказалась его слабым местом: советники один за другим оказывались на скамье подсудимых.
Первый - пермяк Роман Шипов (а Никита Белых родом из Перми) - оказался за решеткой в самом начале правления губернатора. За одобрение разработанной одним НИИ концепции целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Кировской области на 2009-2015 годы" он потребовал от руководства института полтора миллиона рублей.
В 2010 году был арестован еще один советник Андрей Вотинов, который требовал деньги у директора КОГУП "Кировлес" Вячеслава Опалева за оставление его в должности и прекращение реорганизации предприятия. Советник был задержан с поличным при получении двух миллионов рублей.
Самым известным оказавшимся на скамье подсудимых, правда, к тому времени уже бывшим советником губернатора был Алексей Навальный. Сам Никита Белых то выступал в судах в качестве свидетеля, то давал показания, когда у него в кабинете проходили обыски, но до задержания его самого дело не доходило. Пока он не познакомился с владельцем "Нововятского лыжного комбината" предпринимателем Альбертом Ларицким, который сейчас отбывает срок за мошенничество в особо крупном размере.
В прошлом году Никита Белых был задержан в Москве, в ресторане на Новом Арбате, при получении меченых 100 тысяч евро. По версии следствия, деньги (в общей сложности - 400 тысяч евро) полагались губернатору "за совершение действий в пользу взяткодателя и контролируемых им предприятий. Наличные губернатору передавал гражданин Германии Юрий Зудхаймер, член совета директоров лыжного комбината.
Группа Коми
Арест бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера был неожиданным. Гайзера в регионе знают, можно сказать, с пеленок. Он родился в Инте, работал в местных банках, потом прошел длинный путь по чиновничьей карьерной лестнице от заместителя министра финансов Республики Коми до главы региона. В этой должности находился с 2010 года вплоть до ареста в сентябре 2015-го.
Ситуация с арестом вроде бы "крепкого хозяйственника" начала проясняться, когда на скамье подсудимых в течение нескольких месяцев оказалось практически все высшее руководство региона, включая не только исполнительную, но и законодательную власть и местных олигархов. Всего - два десятка человек.
Гайзера, как и других высокопоставленных арестантов, обвиняют в создании в республике властной ОПГ, которая занималась мошенничеством, взяточничеством, отмыванием преступных доходов и другими махинациями. Следствие арестовало банковские счета обвиняемых на сумму около 500 миллионов рублей для погашения нанесенного ущерба. На сегодня он составляет более миллиарда рублей. Уникальность этого дела в том, что впервые в России губернатор был объявлен руководителем преступного сообщества.
Текст подготовили Наталья Козлова, Николай Маринин, Андрей Андреев, Иван Макаров, Ольга Журман.
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета РФ:
- В прошлом году следователями Следственного комитета проверено 35 тысяч сообщений о коррупционных преступлениях, по которым возбуждено 23 тысячи уголовных дел. Большая часть дел, направленных в суд, - о взяточничестве (почти шесть тысяч).
К уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечены 592 лица, обладающие особым правовым статусом. В их числе 153 главы муниципальных образований органов местного самоуправления, 180 депутатов местных органов власти, 70 следователей и руководителей следственных органов, 68 адвокатов, 15 прокуроров, 17 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и 3 судьи.
За коррупционные преступления только в прошедшем году осуждены высокопоставленные должностные лица: бывшие заместители губернаторов Томской области (Трубицын) и Новгородской области (Нечаев); первый заместитель председателя правительства Омской области (Гамбург); бывшие мэры Ярославля (Урлашов) и Благовещенска (Мигуля).
Распорядок дня в СИЗО "Лефортово", где содержатся высокопоставленные подследственные, таков.
Утро в изоляторе начинается в шесть утра. В каждом корпусе раздается звук электрического звонка, оповещающего о подъеме. Через полчаса после подъема приносят завтрак.
Завтрак, обед и ужин состоят из первого и второго блюд, а также чая. На первое подают суп, щи или борщ, на второе - кашу.
Если у человека больной желудок, ослаблен иммунитет или есть серьезные болезни, врач может назначить специальную диету. Таким заключенным готовят еду отдельно. В диетическое меню входят яйца, творог, молоко, соки, курица и говядина.
В 8-9 часов пересменка у инспекторов. Приступившие к работе инспекторы во главе с руководителем по определенному корпусу обходят камеры с заключенными. Во время обхода записываются все пожелания, требования, жалобы и просьбы. Это могут быть: вызов сантехника, электрика, ремонт нар, санузла, просьба о выдаче другой постели и подобные.
Ежедневно положена часовая прогулка на свежем воздухе. Несколько камер поочередно выводятся в прогулочные дворики - помещения с бетонными стенами, железной дверью и решеткой вместо потолка.
Вечером инспектор разносит почту и забирает письма, подготовленные к отправке. Письма заключенные отдают в незапечатанных конвертах.
Хозобслуга собирает мусор в камерах, и наступает время ужина. Затем - время досуга. Можно смотреть телевизор, слушать музыку, лежать.
В СИЗО "Лефортово" сидит экс-глава Удмуртии Александр Соловьев. Соловьева из одиночной камеры, где он был помещен на карантин, перевели в обычную, двухместную. За что взят его сосед, не сообщается. В камере есть холодильник. Нары Соловьёва стоят возле унитаза, который ничем не отгорожен от остального помещения. Администрация изолятора выделила для Соловьева холодильник, уникальный матрас, сшитый из нескольких обычных, обещали поставить телевизор. Александр Соловьев не жалуется на условия содержания в СИЗО "Лефортово" и на самочувствие. Медики приходят регулярно.
Экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, которого недавно перевели из "Лефортово" в "Матросскую Тишину", пишет жалобы. Хорошавин считает, что его семью несправедливо лишили всего имущества. Много читает. Выписывает прессу - в основном деловую. Увлекается поэзией, берет книги в библиотеке СИЗО. Перечитывает классику. Из последних - Достоевский.
В камере у Хорошавина телевизор, по которому он смотрит новости, спортивные передачи и программы о культуре. На питание не жалуется. Со слов защиты, родственники заказывают ему в камеру обеды.
Экс-губернатор Коми Вячеслав Гайзер по телевизору в камере смотрит новости. Выписывает газеты. По словам защиты, Гайзер набрал потерянный в первые месяцы вес, занимается в камере физкультурой. На питание не жалуется. Близкие приносят передачи.
Экс-губернатор Кировской области Никита Белых в "Лефортово" сидит с конца июня прошлого года. Испытывает проблемы со здоровьем - гипертония и диабет. Читает периодику, художественную литературу. Белых не получил разрешение на женитьбу в СИЗО и со своей невестой общается письменно, свиданий им не дают.