27.04.2017 14:04
Общество

Почему жители Татарстана переводят детей на семейное образование

Все больше родителей в Татарстане выбирают семейное образование
Текст:  Олег Корякин
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №91 (7257)
Апрель для многих родителей - репетиция сентября. Пора записывать будущих первоклассников в школу или хотя бы определиться, куда идти. Но некоторые решают этот животрепещущий вопрос принципиально иным способом, выбрав семейное образование (СО). И школой для ребенка становится его дом.
Читать на сайте RG.RU

Хорошо забытое старое

Эта форма обучения в Татарстане, как и в России в целом, становится все популярнее. Если в 2014 году на СО в Казани находилось 42 ученика, то в 2016 году уже 148. Точных данных по всей республике у Минобрнауки РТ нет.

Между тем большинство родителей вообще не имеют понятия, что означает "семейное образование", либо путают его с надомным обучением больных детей. А сам факт, что кто-то принципиально отказывается от школы и учит детей сам, вводит их в ступор. Воспринимают это как чудачество, а то и вовсе как асоциальное поведение.

Однако СО совершенно законная форма обучения. А при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не новомодный эксперимент, а попытка вернуться к исконным традициям образования.

В Самаре открыли первый инклюзивный класс

- Испокон веков дети и дворян, и крестьян обучались в семье, - проводит для меня исторический экскурс директор воскресной школы Казанского Богородицкого монастыря Ангелина Кузнецова. - И где-то в середине XIX века пришла школа. В деревнях детей поначалу сгоняли туда насильно, поскольку родители были против. И логика их ясна: кто отдаст своего ребенка в неизвестно чьи руки? Другое дело, что для нас нынешняя система образования - это данность. И мы даже не представляем, как может быть иначе.

По мнению Ангелины Инаровны, учителя с 30-летним стажем, в позднем Советском Союзе система образования была очень хорошей. Но после перестройки она начала рушиться. Одновременно менялся и жизненный уклад.

- Многие мамы теперь сидят дома, а нынешние школьные программы их не устраивают, - поясняет Ангелина Кузнецова. - Родители у нас грамотные, узнали, что существует другая форма обучения. Так почему бы к ней не вернуться? Ребенка можно определить в школу по месту жительства, а затем написать заявление "прошу перевести на семейную форму обучения с последующей сдачей контрольных".

Сейчас среди учеников воскресной школы несколько десятков детей получают семейное образование. При этом, подчеркивает директор, СО популярно не только в православном сообществе. Среди "семейников" много мусульман, да и нерелигиозных семей. Объединяет их серьезное опасение, что школьная среда может дурно повлиять на детей в нравственном отношении.

Пережить первый год

Когда родители идут на столь серьезный шаг, многократно возрастает их ответственность за судьбу ребенка. Ангелина Кузнецова уверена, что СО подходит далеко не для всех. Во-первых, у семьи должны быть финансовые возможности. Когда работают и папа и мама, до того ли? Во-вторых, требуется особый настрой, готовность поработать над собой.

- Первый год всегда самый сложный и драматичный, - рассказывает она. - Родители раньше этим никогда не занимались, им очень трудно самим перестроить свой график, а главное, свое мышление. Нелегко мотивировать ребенка на учебу, домашняя обстановка расслабляет. Поначалу все они впадают в состояние стресса, потому что ничего не получается. А помощь получают в нашей воскресной школе. Это своеобразная методическая площадка для них. Здесь они собираются, обмениваются опытом, проводят совместные уроки. В итоге к концу года родители овладевают данной формой обучения, и дети блестяще сдают контрольные. Да и сами мамы с папами сильно меняются. Становятся мудрее, спокойнее.

Учитель русского в Португалии: Моя задача - разрушить стереотипы о России

По каким же методикам учатся "семейники"? В принципе можно взять любую школьную программу. Но, как правило, по словам Ангелины Кузнецовой, вставшие на путь СО быстро приходят к выводу, что она далека от совершенства, и начинают искать дополнительный материал, создают интернет-сообщества, где делятся своими наработками.

- Каждый ребенок, обучающийся дома, отличается от других таких же, - говорит она. - Все зависит от того, что именно родитель выбрал сверх обязательного минимума: музыку, спорт, изобразительное искусство или шитье. Но все они должны прийти к финишу и сдать ФГОС.

Одна из программ, пользующаяся популярностью у последователей СО, - "Русская классическая школа" ("РКШ"). Она основана на системе Константина Ушинского, тем не менее вобрала в себя многое из советской школы. Разработчики (группа энтузиастов-педагогов и ученых из Екатеринбурга) постарались возродить прежнюю педагогическую модель, несколько обновив ее форму.

По системе Ушинского

Если очень коротко, в "РКШ" не нагружают учеников начальных классов голой теорией или абстрактными терминами, а делают акцент на предметном познании мира, развитии образности, интуиции, самостоятельного мышления.

Большое внимание уделяется каллиграфии - дети сначала пишут на грифельных досках мелом, затем переходят на перья и перьевые ручки. Это хорошо влияет и на осанку. На арифметике осваивают приемы устного счета, на уроках "Родного слова" учат много стихов и поговорок наизусть. Программа включает в себя дошкольную подготовку с 4 до 6 лет и 1-4-е классы. Дальнейший курс пока создается.

В Дагестане оказались не нужны построенные бизнесменом школы

Ксения, прихожанка одного из казанских храмов, обучает по программе "РКШ" десятилетнюю дочь и пятилетнего сына.

- Методика обучения в "Русской классической школе" совсем другая, чем в обычной школе, - делится она впечатлениями. - Дети открывают мир вокруг себя. Вот недавно проходили луковичные растения. Решила показать их, но не будешь же покупать все виды цветов. Поехали в садовый магазин, встали в уголке цветочного отдела, и я тихонько детям урок провела.

Вообще при каждом удобном случае Ксения старается организовывать наглядные занятия в музеях или дендрарии. Под класс в семье оборудован зал. Там стоят парта, компьютер, фортепьяно, стеллаж с пособиями, по стенам развешены карты.

- Выспаться я им даю, чтобы были более покладистыми, потом завтрак и уроки, - описывает она свой распорядок дня. - Пока старшая выполняет задание, занимаемся с младшим. Угадываем очертания букв в окружающем мире, разучиваем звуки.

Поначалу, говорит Ксения, было непросто. Пришлось заново изучать всю начальную школьную программу. Но по мере погружения в процесс становилось все интереснее. Семейное образование помогает родителям по-новому взглянуть на себя и мир.

Шестеро в классе

Бывает, что на семейное образование переходят не по убеждению, а из-за конкретной жизненной ситуации.

- Старший сын занимается фигурным катанием, подает большие надежды. Каждый день ему приходится ездить из Зелендольска в Казань на тренировки, а вечером обратно домой, - рассказывает приемная мать шестерых детей Ирина Мордовченко. - Времени на школу не было, хотя мальчик способный. Ставили оценки за красивые глаза. Решили перевестись на семейное образование. Заодно и второго ребенка, который учился там же. Попросили документы, но руководство школы не отдавало, два месяца воевали!

Вслед за ними проситься на СО стали и другие сыновья. Психолог, который курирует семью Мордовченко, посоветовал: "Раз уж двоих взяли, правильнее будет и остальных так учить". И вновь женщина столкнулась с противодействием школы и чиновников.

Почему ученики знают иностранные языки на три с минусом

- В РОНО сказали, что наши дети лентяи, потому мы и переводимся. Но ведь они все учились на "4" и "5", - возмущается Ирина Мордовченко. - В органах опеки попытались возразить, мол, вы же приемная мама, значит, не можете переводить на СО. Я распечатала из интернета стопку законов и принесла им. Они удивились: "Ой, а мы этого ничего не знали, спасибо!".

Действительно, на практике родителям далеко не всегда удается реализовать свое право на СО. Многие школы воспринимают эти попытки в штыки. Учреждений, где к "семейникам" относятся лояльно, в Казани наперечет. А потому многие прикрепляются к частной школе в Санкт-Петербурге, специализирующейся на СО.

Так поступила в итоге Ирина Мордовченко. Там им предоставили все учебники и тетради. Обучение платное - 10 тысяч на одного ребенка в год. Но, по словам матери, в обычной школе, с учетом формы, обуви, портфелей, канцтоваров и всевозможных взносов образование обходилось дороже.

- Две недели мы перестраивались на новую форму. И оказалась, что она гораздо эффективней и удобней. Они у меня стали основательно усваивать материал. Не так, как раньше: выучил, оценку получил и забыл. Им интереснее учиться. Каждый день отводим какому-то одному предмету, причем занимаемся примерно около часа. И за две недели мы прошли всю программу математики за пятый класс. Если требуется, посвящаем какой-то теме неделю. При этом у детей не возникает путаницы в голове из шести разных уроков, как это было в школе. Они приходили домой и ничего не помнили. Теперь учатся увлеченно, глаза горят.

А еще, отмечает Ирина Мордовченко, семья стала чувствовать себя психологически гораздо комфортнее. Никаких упреков со стороны педагогов.

- К ним же, как детдомовским, отношение было предвзятое. Прямым текстом учителя говорили, что они не такие, как все. А эти дети и так по жизни чувствуют себя виноватыми: "нас почему-то бросили". А тут еще учитель отругает за какой-то проступок, пожалуется - дома добавят. В результате они из школы уже приходили подавленные. Теперь постепенно освобождаются от этого чувства вины.

Справится ли мама?

Конечно, возникает вопрос, а как же социализация? Да, это чудесно получать такое образование в чистом виде, без вредных побочных эффектов школы. Всем уютно и спокойно. Но не оказывается ли ребенок в тепличных условиях? Как он научится жить в обществе? У сторонников СО есть свои контраргументы. Класс - это отнюдь не модель всего социума, состоящего из людей разных возрастов, а искусственно созданный коллектив сверстников.

ООН: Более 25 миллионов детей не ходят в школу из-за военных действий

- Когда 30-35 детей загнаны в одни условия: 45 минут урок, потом перемена. Это что, правильная социализация? Это выживание! - считает Ангелина Кузнецова. - А дети, находящиеся на семейном обучении, они же дома не заперты. Все ходят в спортивные, музыкальные и воскресные школы, кружки рукоделия. Они там социализируется без нервозности, в отличие от школьников.

Однако, по ее мнению, у СО все же есть одна слабая сторона.

- В школе дети очень быстро понимают, что такое "надо", там их "хочу" или "не хочу" никого не интересуют, - говорит она. - Как быть с этим в семейном обучении, для меня вопрос пока открытый. Если до 4-го класса серьезных проблем здесь не возникает, то потом ребенка как-то надо приучать к ответственности.

Есть и другие сложности в СО. Как считает доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета Татьяна Шарай, сама обучавшая своего сына дома первые с 1 по 3 класс, не каждый сможет совмещать роль мамы и учительницы. Это может испортить отношения между родителем и ребенком.

- От мамы ребенок ожидает, прежде всего, любви, заботы, поддержки, - поясняет она. - А учитель должен оценивать, требовать, контролировать. И, соответствующее поведение педагога воспринимается органично, а мамино - нет. Возникает конфликт ролей.

Наверное, вопрос "А смогу ли я?" - ключевой при выборе СО. И большинство мам, только мысленно "примерив" на себя роль педагога, откажутся от этой идеи.

ФИПИ представил проект устной части экзамена по русскому языку

Ангелина Кузнецова уверена, что почти любой родитель, имеющий высшее образование, способен выучить ребенка до уровня 4-го класса. Вот только это требует огромных внутренних усилий. Надо преодолеть себя и общественное мнение.

- Все уже привыкли ставить планку для матери - до семи лет вырасти ребенка, а дальше отдай в школу и занимайся другими делами. Но почему никто не пытается изменить эту модель? Очень важные слова сказал Ушинский: "Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости".

Мнение

Дмитрий Емец, детский писатель, отец семерых детей:

- К этой форме обучения я отношусь скептически. Не потому, что так уж люблю школы, а просто в силу того, что дать полноценное домашнее образование нереально. Я не верю в долговременную силу воли у родителей и детей. В одном случае из ста, возможно, но в 99 случаях это тупик. Очень сложно родителям не дать себе и детям послабление, заниматься регулярно. Через полгода энтузиазм большинства мам угасает.

Тут есть другой вариант. Вы ходите в школу, но порой по договоренности с учительницей можете немного поболеть, написать записку. Есть много разных форм домашнего образования без отрыва от учебного заведения.

Образование Казань Волга-Кама