Между тем все северокавказские республики по-прежнему испытывают острейший дефицит кадров в отдаленных сельских школах. И привлечение туда специалистов остается одной из самых непростых задач региональных властей.
Полюбили Лермонтова
- Я помню, как в наше высокогорное село Кичмалка приезжали молодые, буквально с вузовской скамьи, учителя, потому что местных педагогов не хватало, - рассказывает составитель книги доктор филологических наук заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания Кабардино-Балкарского госуниверситета Светлана Башиева. - Любовь к русскому языку во мне укрепили Эдуард Борисович Жижов - именно с его подачи мы всем классом полюбили Лермонтова, и Таисия Михайловна Яхно, с большим энтузиазмом расширявшая наш словарный запас.
Профессор замечает, что Таисия Михайловна даже по непролазной сельской слякоти умудрялась приходить в школу в белых туфлях на шпильке и в черном элегантном платье. Хотя в то время ей приходилось жить на съемной квартире с печным отоплением, готовить пищу на керосинке, а тетради проверять при свете керосиновой лампы. Силы воли и желания делиться своими знаниями у этой хрупкой девушки, выбравшей для себя не самую простую профессию, было не занимать.
- Несколько лет назад я решила найти своих учителей и выразить им свою благодарность за любовь к русской словесности, которую они привили мне, за уроки добра, за душевную щедрость. Однако тогда у меня ничего не получилось. Поэтому появилась идея отдать дань всем русским учителям, работавшим в нашей республике, и собрать рассказы от помнящих их подвиг выпускников, - отмечает Башиева.
Спросите у учителя
За воплощение проекта в жизнь заведующая кафедрой взялась вместе с директором научно-образовательного центра русского языка КБГУ Татьяной Чепраковой. Три года подряд ко Дню славянской письменности и культуры в вузе проводился конкурс сочинений среди студентов и учащихся школ, посвященных роли приезжих педагогов в становлении системы образования Кабардино-Балкарии. Молодые люди записывали истории со слов бабушек и дедушек, родителей, соседей или знакомых. Они и легли в основу будущего сборника.
- Сначала мы думали писать о преподавателях русского языка и литературы, но нашлось множество желающих рассказать об учителях истории, математики, физики... Рамки конкурса пришлось расширить, - говорит Чепракова.
В рассказах собраны разные моменты из обычной жизни молодых педагогов, которые становились своими в далекой горной республике. К примеру, в них можно узнать, как они изучали кабардинский и балкарский языки, готовили кавказские угощения и сами учили детей рецептам блюд русской кухни, женились и выходили замуж, а нередко из-за увлеченности своим делом жертвовали личной жизнью. Некоторые из них были похоронены в регионе.
- Интересно, что в те годы на Кавказе, где традиционно отношения между людьми в горах были подчинены нормам адата, даже аксакалы, затрудняясь ответить на какой-либо житейский вопрос, говорили: "Спросите у русского учителя", - подчеркивает Светлана Башиева.
Сейчас в школах республики восстанавливают имена преподавателей, в некоторых открылись мемориальные доски. Кроме того, в регионе обсуждается вопрос о необходимости установить в Нальчике памятник русской учительнице.
Сейчас в регионе тоже есть дефицит педагогов по различным предметам. Не такой, как полвека назад, но для современной школы вполне ощутимый.
История с продолжением
Как сообщили корреспонденту "РГ" в министерстве образования Кабардино-Балкарии, на начало этого года особая потребность была в учителях английского языка (7,35 ставки в совокупности по республике), математики (5,8 ставки) и учителях-дефектологах (шесть ставок). Между тем в 2016 году общеобразовательные учебные заведения больше всего нуждались в педагогах начальных классов (7,9 ставки) и математики (4,6 ставки).
Кстати, рост числа вакансий дефектологов (с двух до шести ставок) произошел из-за введения в начальной школе федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями.
- Более острая ситуация с нехваткой работников у нас традиционно в Прохладненском, Майском и Эльбрусском муниципальных районах. Это связано с отдаленностью школ, расположением их в высокогорных районах и слабой транспортной доступностью, - отмечает заместитель министра образования региона кандидат педагогических наук Ирина Шонтукова.
Для поддержки молодых специалистов и педагогов, работающих в сельской местности, на муниципальном и республиканском уровнях существуют разные меры, в том числе разовые субсидии, социальные программы приобретения и строительства жилья, льготы по оплате коммунальных услуг. Но этого, признают специалисты, недостаточно, да и без желания работать с детьми у выпускников профильных вузов заполнить пустующие ставки невозможно.
- Меня всегда восхищали педагоги, которые могли себя без остатка посвятить своим воспитанникам - это действительно огромный, а порой и неблагодарный труд. Однако сама я уже не уверена, что буду устраиваться в школу, потому что выжить на зарплату учителя крайне сложно, - признается третьекурсница педагогического факультета одного из региональных вузов Амина. - Но дело не только в деньгах: на мой взгляд, в сознании молодежи должна произойти какая-то перемена, чтобы нашу профессию начали воспринимать с большим уважением и благодарностью. Именно так, как когда-то наши родители относились к своим русским учителям.
Кстати
Самый большой дефицит педагогов на Северном Кавказе отмечен в Дагестане, где в школах не хватает более 500 учителей, и Чечне - здесь, по данным минобра, на конец марта текущего года оставалось около 300 профильных вакансий. Большинство пустующих ставок предназначается для преподавателей английского и русского языков.
Стоит отметить, что руководство Чечни сегодня по-прежнему приглашает учителей из всех уголков страны поработать в горных районах республики, где редко можно услышать русскую речь. Жилье и обустройство на новом месте берут на себя муниципальные органы власти.