В воскресенье, за несколько часов до начала финального гала-концерта, представители киевской мэрии заявили, что конкурс привлек в украинскую столицу 20 тысяч иностранных туристов и 40 тысяч гостей из самой Украины. Обращает на себя внимание, что точно такой же прогноз месяц назад озвучил и вице-премьер украинского правительства Вячеслав Кириленко, ответственный за организацию "Евровидения", и один из тех, кто стоял за решением о не допуске на территорию страны российской конкурсантки Юлии Самойловой. Точное совпадение прогнозных и отчетных показателей по количеству приезжих европейцев можно объяснить качественной работой украинской команды "Евровидения", к которой у зрителей и участников как будто не должно быть серьезных претензий. Но этому утверждению противоречит фактическая информация, транслируемая украинскими СМИ: из 70 тысяч билетов, выпущенных на все шоу фестиваля (финал, полуфиналы и репетиции - девять отдельных представлений), выкуплены были только 64 тысячи, причем иностранцами - менее половины. Простая арифметическая пропорция показывает, что только 4-5 тысяч иностранных гостей посетили все киевские концерты.
Отсутствие ажиотажа и людских толп в "евродеревне" на Броварском проспекте показывали в своих репортажах украинские издания, претендующие на независимое мнение. Остальные постарались не вдаваться в досадные подробности, транслируя восторженные мнения отдельных иностранцев в социальных сетях, рассказавших об архитектуре Киева, оригинальной украинской кухне и прекрасной организации конкурса. Здесь информационные подрядчики киевского "Евровидения" перестарались, и попали в ловушку по вине министерства информационной политики Украины, отвечающего за единообразие мнений на Украине: все подотчетные министерству СМИ, начиная с государственного агентства УНИАН, транслировали мнения всего пяти-шести гостей Киева, даже не переставив их в публикациях местами.
Также выяснилось, что среди гостей украинского "Евровидения" преобладают граждане Польши - что логично, учитывая политическую и географическую близость стран, а также туристы из Турции. Однако эта страна уже пятый год в одностороннем порядке игнорирует европейский песенный конкурс из-за недовольства новой системой голосования и привилегиями стран так называемой "большой пятерки" (Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия - основатели "Евровидения", освобожденные от отборочных туров, - прим. "РГ"). Но и наплыв турок в Киев, менее всего связанный с их любовью к специфической эстраде (украинские "патриоты" честно определяют этот феномен как "секс-туризм") тоже был использован местными СМИ как иллюстрация популярности Украины у жителей Европы.
"Евровидение", как и все остальные слова, имеющие корень "евро", имеют особое значение для властей Украины, вплетающей всякое лыко в доморощенный европейский миф. Нынешний конкурс имел двойную значимость - Киеву предстояло доказать, что в стране царит стабильность, позволяющая государству принимать континентальные развлекательные мероприятия. Поэтому, говоря сегодня о "Евровидении", президент Порошенко и другие официальные лица, играющие роль украинских "первопроходцев в Европу", старались не вспоминать, что всего пять лет назад Украина успешно приняла континентальный чемпионат по футболу - соревнование куда более масштабное и продолжительное, привлекшее в страну около 4 миллионов европейских туристов - в тысячу раз больше песенного смотра.
Таких сравнений с предыдущей "преступной властью" в Киеве сегодня старательно избегают, хотя именно оно будет самым красноречивым. Ведь если в 2012 году Украина действительно была открыта для европейцев, то теперь гостей фактически загнали в резервацию, под охрану всей наличной киевской полиции, постаравшейся до минимума сократить контакты гостей с "не аккредитованным" местным населением. Нельзя не отметить положительный эффект такой изоляции - всего полтора десятка краж в охраняемой зоне, и один закрытый бордель в непосредственной близости от нее. В особенности полиция оберегала гостей от встреч с "ветеранами АТО" и иными адептами "европейских ценностей", устроившими в день освобождения Европы от нацизма провокации против немногих оставшихся в живых освободителей. Эту часть украинской действительности как будто стыдливо задрапировали баннерами с логотипом "Евровидения", проходившего в этом году под девизом, воспевающим многообразие культур, мнений и взглядов - противоположным довлеющей государственной доктрине, как и официальное приветствие "Украина превыше всего", упростившейся сегодня до известного лозунга "одна нация, одна страна, один фюрер".
Не в пользу нынешних украинских вождей и сопоставление хода подготовки к европейскому смотру с его результатами. Так, редкий украинец сегодня не жалуется на безобразное состояние дорог, построенных к Евро-2012, и с тех пор постепенно исчезающих без ремонта. Но и европейцы отметили недружелюбный, полный ям и сложных для европейского понимания элементов дорожного покрытия, путь от аэропорта "Борисполь" до Международного выставочного центра (МВЦ), совсем недавно прямой и гладкий. Хотя попытки ямочного ремонта и даже укладки имитирующего траву покрытия на самых неприглядных обочинах по дороге из аэропорта, все-таки предпринимались. Новый терминал "Борисполя", который, вопреки прогнозам, так и не смогли заполнить любители эстрады из Европы, также достался Киеву от предшественников Порошенко, но преемники могут похвастаться только "героическим" разрушением его ровесника и близнеца - Донецкого аэропорта. Впрочем, по итогам фестивальной недели обнаружились и определенные сходства с Украиной до государственного переворота, например - весьма посредственный, на уровне экс-президента Януковича, английский язык первой леди Украины, продемонстрированный ею на открытии мероприятия, и ставший предметом для множества нелицеприятных для президентской четы Порошенко шуток.
В отличие от международных мероприятий прошлых лет, проходивших на украинской земле, в этом году граждане страны оказались далеко не едины в желании их принимать, что выразилось в тщательной калькуляции основных трат 35-миллионного бюджета мероприятия. Критически настроенные блогеры и журналисты обратили внимание, что предыдущие хозяева конкурса - шведы - потратили на подготовку и проведение фестиваля всего 15 миллионов евро. И потому чрезвычайно болезненно отнеслись к костюмам ведущих, стоившим больше 5 тысяч евро каждый, к гонорарам украинских звезд (около 40 тысяч долларов получила только Руслана Лыжичко), и иным тратам. Первое же место в рейтинге обобщенного недовольства заняло многометровое покрывало, которым организаторы задрапировали многоэтажный и многолетний долгострой рядом с метро "Левобережная". Оно обошлось в 5 миллионов гривен - около 200 тысяч долларов, и было сорвано ветром на второй день, в чем многие узрели определенный символизм.
Извлечь пользу и пропагандистский эффект из "Евровидения" официальному Киеву все-таки удалось: благо между полуфиналами пришла весть об одобрении либерализации визового режима с ЕС, на эти же даты выпал и День Европы - праздник, отмечаемый на государственном уровне только на Украине. Куда сомнительней оценка, которую выставят украинскому "Евровидению" собственно в Европе - последние публикации в иностранных СМИ, не балующих в последнее время Украины благосклонностью, не содержат возвышенных эпитетов и похвал даже о самом шоу. "Три одинаковых белых мужчины были выбраны как будто в насмешку над темой этого года - "цени разнообразие". Но, что хуже, им сильно не хватает харизмы и "химии". Их болтовня на сцене звучала столь же зажигательно, как сообщение от пьяного друга на автоответчике посреди ночи. Начинаю подозревать, что в Украине только эти трое говорят по-английски, иначе сложно понять, как они сюда попали", - так описала свои впечатления от церемонии открытия обозреватель британской The Telegraph. Неизвестно, удалось ли автору этих строк совершить прогулку по Киеву за пределами территории фестиваля, или реальность нынешнего Киева осталась за умело накинутым на гостей покрывалом. Вместе с плохо скрываемым фактом, что "Евровидение" было нужно Киеву совсем не ради музыки и приобщения к "европейским ценностям", а исключительно для скандальных антироссийских жестов. Вероятно, это и предопределило обидно низкую итоговую оценку, выставленную европейцами украинским конкурсантам.