18.05.2017 07:53
Культура

Режиссер Ридли Скотт рассказал о фильме "Чужой: Завет"

Ридли Скотт - о только что вышедщем на экраны фильме "Чужой"
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №108 (7274)
Карьера режиссера Ридли Скотта впечатляет и является примером для подражания. От "Тельмы и Луизы" и "Гладиатора" до "Робин Гуда" и "Марсианина". При этом он успевает еще и продюсировать сериалы. "Хорошая жена", "Хорошая борьба" и даже "Табу" - тому пример. Но есть в творчестве Ридли Скотта франшиза, которая способна выбить из колеи привычного ко всему зрителя. Это фильм "Чужой" 1979 года (даже небольшой отрывок - не позволит его забыть), "Прометей", снятый в 2012 - чтобы пойти и высидеть его уже требуется недюжинная смелость. И вот в российский прокат 18 мая выходит новый фильм "Чужой: Завет", которого каждый фанат ожидает с нетерпением и опасением одновременно. Одно знает точно - в зале не заснет. Чем так дороги его сердцу философские и масштабные истории про инопланетян и богов, Ридли Скотт рассказал первым зрителям своего фильма.
Читать на сайте RG.RU

Когда вы снимали "Прометея", была ли уже у вас в голове концепция фильма  "Чужой: Завет"?

Ридли Скотт: У меня и до этого была целая концепция, которая должна была бы привести к оригинальному фильму "Чужой”. И я всегда был удивлен, почему при наличии последующих картин, никто никогда не спрашивал, кто будет воссоздавать этот фильм и почему? "Прометей” воскрешал "Чужого” с нулевого уровня. Наконец-то стало ясно, кто, почему и что будет делать и по какой причине. Он коснулся вопросов смерти и бессмертия, создания искусственного разума. После чего следует переход в следующую фазу.

Правильно ли будет сказать, что новый фильм больше напоминает "Чужого", чем "Прометея"?

"Чужой: Завет" Ридли Скотта: мечтают ли андроиды о мировом господстве

Ридли Скотт: Да, только происходит эволюция - путь за пределы "Чужого". Оригинальный фильм был довольно хорош в том смысле, что это была добрая старая базовая история семи людей, запертых в одном пространстве, когда в итоге все они умирают. Это не более, чем стандартный малобюджетный фильм категории Б, но такие фильмы действительно "играют по крупному", если они правильно сделаны. Я всегда считал, что "Чужой" был малобюджетным фильмом категории Б со звездами и монстрами класса А. Но мы эволюционировали и, что принципиально, - повысили уровень простого ужастика. И все еще продолжаем снимать!

В новом фильме герои обнаруживают некий "маяк", возможно, инопланетного происхождения - так они думают. И с трепетом они получают сигнал о том, что обязаны провести расследование. Это может быть призыв о помощи. Но "маяки" могут быть опасны, поскольку они могут быть ловушкой - как сирены на скалах. В данном случае команда думает, что человек сигналит, поскольку он в беде - и так оно и есть. Тем не менее, из-за ухудшения изображения герои даже не могут определить, это мужчина или женщина. И все это довольно загадочно.

Это, конечно, похоже на первого "Чужого", но мы эволюционировали, повысили градус простого ужастика

Как бы вы описали новую планету?

Ридли Скотт рассказал, когда начнет снимать следующего "Чужого"

Ридли Скотт: Она может показаться знакомой. Любая планета, которая находится в правильной позиции от такого источника тепла, как солнце, чтобы на ней появилась жизнь - получается очень похожей на Землю с точки зрения биологии. Я пытался найти реальную почву для нашей истории.

Сейчас в НАСА наверняка считают, что существуют тысячи и миллионы инопланетян. Потому что есть солнечные системы, которые находятся от Солнца почти на таком же расстоянии, как Земля. Поэтому, если есть условия, то может и возникнуть жизнь.

Около 30 лет назад, когда я делал "Чужого", то буквально "кругами ходил" вокруг того факта, что люди - вовсе не обязательно результат биологической катастрофы. Быть продуктом некоей биологической аварии означает, что силы природы должны приводить к миллиардам случайных правильных решений, что, конечно, нелепо с точки зрения математики. Таким образом за это должен кто-то отвечать? Мы могли бы сказать, что это - Бог, но я смотрю на это как на еще одну главную форму жизни. Поэтому часть работы героев заключалась в том, чтобы помогать развиваться другим планетам. Они немного напоминают садоводов в большом саду, которые развивают формы жизни подобные растениям. Если применить это мышление, тогда и появляется биологический смысл. Это - инженеры. И этот мир для них - родной.

Вы сознательно сделали Кэтрин Уотерстон Дэниэлс "эхом" Рипли?

Ридли Скотт: Да, мы хотели следовать традиции - ведущую роль должна играть женщина. Я снимал "Солдат Джейн", "Тельма и Луиза" - фильмы, где женщины были в центре внимание, но никогда не думал, что это будет так замечательно, как героиня Сигурни Уивер в "Чужом". Хотя первоначально эта роль была предназначена для мужчины. Я тогда подумал: "Женщина? Почему бы и нет? Хорошая идея". То же самое с Кэтрин - тут действительно имеет смысл идти по проторенной дорожке. В частности, женщина на корабле, который перевозит людей, что надеются найти новый мир - исследователей или колонизаторов. Если вы решили отправиться в далекий космос, вы никогда не вернетесь. Вы будете жить на борту корабля, лет 20 - пока путешествуете и не попадете туда, куда стремитесь. И когда вы добираетесь до конечной точки, то должны начать все заново - с нуля. И нужно заселить планету. Таким образом, мы сделали супружеские пары. Есть на борту судна и 2 тысячи душ, который могут быть классифицированы как криогенный питомник - в нем есть замороженные эмбрионы. И мы знаем, как это работает.

Как можно сравнить экипаж "Завета" с "Ностромо" из первого фильма?

Ридли Скотт: Экипаж "Ностромо" составляли, если можно так выразиться "рабочие лошадки". Экипаж "Завета" состоит из ученых, биологов, строителей и электриков. Более того, эти люди отобраны по специальному принципу - они должны были быть самодостаточны и в то же время стать частью общей структуры. Потому что все они - соседи, а соседям лучше друг другу помогать.

Есть ли на борту корабля пассажиры-роботы?

Ридли Скотт: Да, вы увидите двух Майклов Фассбендеров - в роли Уолтера и Дэвида. Дэвид - тот, кто "сошел с рельсов" и оказался головой без тела в "Прометее". Зритель узнает, что случилось с ним. Не очень хорошо, конечно, начать с прямого продолжения истории, но в данном случае это имело смысл, так что мы так и сделали. Хотя и на десять лет позже.

Какие спецэффекты вы использовали для создания пришельцев?

Ридли Скотт: Нам пришлось физически построить "Чужого". Он был создан как парень в резиновом костюме, без анимационных и других компьютерных приспособлений. У меня была секретная студия, и каждый день мне хотелось идти туда, посидеть и поболтать с актером, который был в костюме, и работать с ним. Все, что есть в оригинальном "Чужом" было сделано руками, и, тем не менее, он был чрезвычайно успешным. Мне хотелось сохранить это. Я думаю, что одним из самых ужасных вещей были яйца и то, что в итоге из них появлялось и бросалось на людей. Небольшой такой монстр, но он действительно работал, как маленький сукин сын.

Насколько новый фильм был предопределен стилистикой "Чужого" и "Прометея"?

Ридли Скотт: Я стараюсь все работы делать в разном стиле. Поэтому стилистика нового фильма сильно отличается от "Чужого". Кроме того, мы находимся в другой Вселенной внутри новой архитектуры - в мире инженеров. Так что перед нами более многоуровневая и сложная история. Хотя я и сделал ее так, чтобы зрители не испугались - на нижнем уровне.

Сегодня труднее шокировать аудиторию, если сравнивать с 1979 годом?

Ридли Скотт: Намного сложнее! Это не комедия, где зритель может вас послать и сказать, мол, я знаю, что это неправда. Сейчас многие фильмы преднамеренно стращают, среди них есть так много темных, жестоких и странных. Так что нужно быть осторожным в момент, когда на тебе, как на режиссере лежит большая ответственность. Я привык наблюдать реакцию зрителей на "Чужого" и понял, что с насилием и жестокостью на экране нужно быть очень осторожным. Нужно задумываться, кому фильм будет показан, как его воспримут - ведь в зале могут быть и неадекватные люди. Я стараюсь не сделать зрителю больно. Но, чтобы ему было не страшно - обещать не могу.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Кадры из фильма "Чужой: Завет"
Мировое кино