При этом своих сбережений вообще не имеют свыше половины граждан, свидетельствуют результаты опроса, проведенного "инФОМ" по заказу Банка России.
Об отсутствии каких-либо сбережений в ходе опроса "инФОМ"заявили 59 процентов респондентов. Подавляющее большинство согласилось: сбережения делать надо, но не всегда это получается. В том, что за последний месяц удалось отложить столько же, сколько обычно, признались всего 16 процентов опрошенных - на три процента больше, чем в апреле. Почти 70 процентов респондентов, напротив, вообще не смогли накопить что-то сверх отложенного ранее. В этом плане ситуация за последние месяцы практически не изменилась.
Во-многом виноват кризис, который ударил по реальным доходам населения, говорят эксперты. Реальные доходы населения снижались на протяжении трех лет подряд. Только в 2016 году падение составило 5,9 процента. В этом году о росте доходов Росстат заявлял в феврале и апреле. Однако увеличение показателей происходило на фоне единовременной выплаты пенсий и квартальных премий, то есть было обусловлено пресловутым сезонным фактором, что вряд ли может считаться серьезным поводом для оптимизма.
Впрочем, есть еще одна причина, почему россияне ограничиваются минимальными накоплениями или вообще не делают их. Примерно раз в 10-15 лет в стране происходят катаклизмы, в результате которых люди, имеющие сбережения, их теряют, говорит доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов. "В 2008 году произошла серьезная девальвация рубля, до этого был 1998 год. Еще раньше так называемая павловская реформа, когда граждане столкнулись с проблемой обмена старых денег на новые", - напоминает Хестанов.
Все это сформировало общественную установку не на сбережение, а на потребление. В результате мы пришли к тому, что у большей части населения сегодня нет финансовой подушки безопасности, констатирует Хестанов.
Даже если вести речь о людях, у которых есть накопления, то приходится признать тот факт, что в России средняя сумма сбережений не очень большая - несколько месячных доходов, тогда как в Европе норма - один-два годовых дохода, добавляет собеседеник "РГ".
Кстати, если уж ср авнивать с Европой или США, то там и кредитная активность населения выше, замечает в свою очередь управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. "С этой точки зрения было бы неправильно бить тревогу и говорить, что россияне "закредитованы по уши", - уверен он. - К тому же в структуре кредитов растет доля ипотеки - она обслуживается крайне аккуратно. Спонтанных кредитов, которые граждане берут, что называется, на чайники, напротив, снижается".
Что действительно вызывает тревогу, так это заемщики с несколькими кредитами, говорит Самиев. Новые займы они берут оттого, что не могут обслуживать старые. В результате все это растет как снежный ком. Возможно, ограничения, которые обсуждает сейчас Банк России в части долговой нагрузки, в России все-таки придется вводить.
Рекордный минимум
Доля жителей России, наблюдающих и прогнозирующих очень сильный рост цен, в мае снизилась до рекордно низкого уровня за 9-летнюю историю соответствующих социологических наблюдений.
Вклад инфляционных ожиданий в инфляцию снижается. В этом году благодаря этому фактору цены вырастут лишь на 2 процента, то есть на него придется около половины общего роста цен, сообщил замдиректора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин.
В то время как оценки Росстата говорят о том, что за последние 12 месяцев цены выросли лишь на 4 процента, и аналитики уже не сомневаются, что Банку России удастся удержать инфляцию на этом целевом уровне в ближайшие годы, население оценивает ситуацию иначе: медианное значение наблюдаемой инфляции в мае составило 12,1 процента, ожидаемой - 10,3 процента. С февраля эти показатели снижаются.
Инфляционные ожидания и фиксируемый Росстатом уровень роста цен резко разошлись на фоне кризиса 2014-2016 годов, с 2016 года это стало главным фактором, сдерживающим снижение ключевой ставки Банка России, а значит, и процентных ставок в экономике. В условиях устойчиво низкой инфляции денежно-кредитная политика зависит от восприятия инфляции населением. А оно носит преимущественно эмоциональный характер.
Как показывают опросы, люди не понимают природы и причин инфляции и совершенно по-разному ее определяют (например, как падение покупательной способности рубля, опережение роста цен над доходами). В основном инфляция оценивается по ценам на мясо и птицу, молоко и молочную продукцию, хлеб, сахар, соль и лекарства.
Опыт других стран показывает, что после выхода инфляции на устойчиво низкий уровень россиянам потребуется год-полтора на адаптацию к новой ситуации и снижение своих ожиданий до фактических темпов роста цен, сказал Андрей Липин. Пока же еще слишком сильны впечатления от опыта высокой инфляции предыдущих десятилетий и особенно последних двух-трех лет.
Подготовил Игорь Зубков