30.05.2017 21:08
Экономика

Пассажиры попросили разрешить курить в поездах и аэропортах

В поезда и аэропорты просят вернуть курилки
Текст:  Марина Гусенко Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (7282)
Пассажиры просят вернуть курилки на транспорте - в поездах дальнего и пригородного сообщения. Минздрав против.
Читать на сайте RG.RU

Три года как в поездах, на вокзалах и в аэропортах нельзя курить. Но до сих пор в Федеральную пассажирскую компанию, к администрации аэропортов поступают жалобы на курящих. В 2016 году на железной дороге наказали более 800 человек.

Названа главная опасность "легких" сигарет

А в будущем такие нарушители могут попасть в черный список дебоширов, так как нарушают закон. И им могут ограничить возможность покупки билетов. Столичные аэропорты уже бьют тревогу. Им не хочется терять пассажиров. И выступают за внесение поправок, разрешающих на усмотрение аэропорта организацию изолированных пространств для курения пассажиров при условии соблюдения заданных требований, отметили "РГ" в Шереметьево. Во Внуково также поддержали идею.

А вот Министерство здравоохранения России против создания курительных комнат в поездах или отдельных вагонов для потребления табака в их составах, сообщили "РГ" в пресс-службе ведомства. Как и в аэропортах.

Это обсуждали и раньше, но большинство экспертов заключили, что сохранение в поездах курилок нецелесообразно. Пассажиры поездов дальнего следования могут курить на платформах, уточнили в пресс-службе. Что касается электричек, то время в пути слишком мало, чтобы создавать условия для курения, считают в минздраве.

Политика ФИФА - некурящий чемпионат мира по футболу 2018 года

В США в свое время возникали аналогичные дискуссии, но в итоге курилки в поездах там давно запрещены, напоминает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. Но добавляет: "Возможно, железным дорогам не надо вносить людей, которые тайком курят в вагонах, в "черные списки", а достаточно их просто штрафовать. А введение курилок - это шаг назад". Что касается аэропортов и инициатив вернуть в них курилки к чемпионату по футболу, говорит эксперт, если Россия это сделает - ударит в грязь лицом, учитывая, что политика ФИФА - некурящий чемпионат. Вместо того, чтобы ратовать за возврат курилок, аэропорты и вокзалы могли бы предусмотреть продажу пассажирам средств никотинозаменительной терапии. А в аэропортах можно было бы оборудовать специальные террасы или балконы на открытом воздухе, где курильщики могли бы подымить. Исследования показывают, что, когда курилки открывают в закрытых помещениях, возле них всегда очень высокая концентрация вредных веществ, которые распространяются по всей площади.

В поездах других стран курить можно
Столичные пешеходные улицы предложили сделать свободными от курения

Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС), Соглашением между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС, а также Регламентом от 23 октября 2007 г. № 1371/2007 Европейского Парламента и Совета Европейского союза "О правах и обязанностях пассажиров железнодорожного транспорта" и Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) не урегулирован порядок употребления табачной продукции в поездах дальнего следования международного сообщения. Регламентация данного вопроса осуществляется согласно национальному законодательству государства, по территории которого следует поезд. Особые условия международных перевозок (SCIC) для поездок по проездным билетам в сообщении Восток-Запад (EWT) устанавливают правило, согласно которому в местах, где запрещено курение, нельзя курить даже с согласия других пассажиров.

Таким образом, ответственность за курение в неустановленных местах определяется в соответствии с антитабачными законами отдельных государств. Так, во всех странах, с которыми у Российской Федерации имеется железнодорожное сообщение, курение в поездах дальнего следования запрещено.

Как пассажиры соблюдают антитабачный закон
Курение убило в 2015 году более 280 тысяч россиян

В течение 2016 года Федеральной пассажирской компании (ФПК) поступило около 500 обращений по теме курения в поездах дальнего следования. В общем количестве обращений от пассажиров по теме курения, поступивших в компанию 2016 году, около 70 процентов содержат одобрение действующего запрета на курение в поездах дальнего следования, однако многие из них содержат жалобы на случаи курения в пути следования со стороны отдельных граждан.

В 2017 году, за период с января по май, поступило 161 обращение от пассажиров: 87 процентов жалуются на курение со стороны нарушителей, 10 процентов просят разрешить курить в поездах, 3 процентов связаны с различными вопросами на тему курения электронных сигарет, в том числе включают в себя разъяснения в связи с действующим запретом на курение.

С января 2017 года совместно в Шереметьево с правоохранительными органами проведено 54 рейдовых проверок по контролю за противопожарным режимом при курении в зданиях. В результате 14 человек привлечены к административной ответственности, 3-м нарушителям применены меры дисциплинарного воздействия.

В результате нарушения противопожарного режима при курении произошло 16 срабатываний пожарной сигнализации.

Курильщики не смогут дымить без согласия оказавшихся рядом

Что касается жалоб на курящих, то в 2014 год их было 131, В 2015 году - 141 жалоба, 2016 год - 127 жалоб. А в этом году только за первый квартал -114 жалоб.
114 жалоб.

Аэропорты - специфический объект транспортной инфраструктуры, в котором пассажиры, пройдя необходимые предполетные формальности, оказываются в т.н. "чистой зоне", откуда они не имеют возможности выйти до полета. В такой же ситуации находятся транзитные и трансферные пассажиры, для которых в ряде случаев пребывание в "чистой зоне" аэропорта оказывается многочасовым и безальтернативным, отметили там.

Полет и ожидание полета - повышенный стресс для пассажира. В силу этого дискомфорта ряд пассажиров идут на нарушения и используют для курения туалетные помещения, предназначенные для других целей. Мы ежедневно фиксируем случаи задымления в туалетных комнатах и комнатах матери и ребенка, уведомляем полицейские органы. Это не только делает пребывание в этих комнатах невыносимым для некурящих пассажиров, для женщин с детьми, но и связано с пожарной безопасностью. В результате, мы фиксируем тысячи жалоб от пассажиров на задымленность туалетов и дискомфорт.

Международная практика показывает, что в большинстве аэропортов эти проблемы решаются либо за счет выделения специально оборудованных, изолированных комнат для курения, либо за счет открытых пространств (внутренние дворы, крыши, балконы).

Россияне поддержали запрет курения для родившихся после 2014 года

Аэропорт Шереметьево уже презентовал концепцию и стандарты курительных комнат в "чистых зонах”. Согласно проекту курительные комнаты должны быть изолированы от всех помещений, связанных с обслуживанием пассажиров, иметь непрозрачные стены, а также быть оборудованными современными мощными вентиляционными системами. Важным является и размещение внутри информации о вреде данной привычки и возможностях реабилитации.

Забота о здоровье граждан является абсолютным приоритетом аэропорта Шереметьево. Аэропорт использует свои каналы коммуникации для пропаганды здорового образа жизни. При этом мы стремимся учитывать интересы всех пассажиров и создавать условия и для некурящих и курящих авиапутешественников.

Позиция Международного аэропорта Шереметьево совместно с руководителями отраслевых компаний и экспертов консолидирована - ЗА внесение поправок, разрешающих на усмотрение аэропорта организацию изолированных пространств для курения пассажиров при условии соблюдения заданных требований.

Мы надеемся, что будут внесены изменения в законодательство, которые позволят курящим гражданам чувствовать себя комфортно, наравне с комфортом для некурящих в "чистых зонах" аэропортов, где нет альтернативной возможности, добавили в воздушной гавани.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Общественный транспорт