Геометрия жилья
Квартальная застройка - явление не новое, и ее увидеть можно и в Москве. Начиная от кварталов на Фрунзенской набережной, застроенных "сталинскими" домами, и заканчивая жилым комплексом на Пресненском Валу, 14, который стал победителем премии столичного архитектурного совета 2015 года.
Главный принцип - дома формируют закрытое пространство, защищенное со всех сторон от внешней среды. Это большой, непроходной двор. В нем размещаются спортивные и детские площадки, зона отдыха с деревьями и скамейками, беседки и другие элементы благоустройства. Автомобилям отводится место на парковках снаружи или на подземных стоянках. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности - можно не опасаться за ребенка, играющего во дворе, что попадет под колеса машины.
Пространство в кварталах формируют сами дома, а не заборы. В центре города сегодня, к примеру, нередко можно встретить многоэтажки, огороженные заборами и шлагбаумами, - так жители пытаются защитить свои дворы от "чужих" людей и машин. Квартальной застройке они не нужны, а значит, меньше будет повода и для агрессии, которая сопровождает нередко появление заборов и пространств, закрытых на замки. В квартале войти во двор может любой человек, если он идет в дом. Идти через три двора, чтобы срезать путь, как бывает сейчас, не получится. Для транзита есть улица.
О том, что программа реновации - это не просто замена старых домов на новые, а попытка создать новое качество и образ жизни, говорили на днях и на прошедшей международной выставке "АРХ Москва NEXT". "Это очень сложная задача, которая потребует мобилизации всех ресурсов и займет 15-20 лет, - признался на ее открытии заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства столицы Марат Хуснуллин. - Мы организуем целую серию конкурсов, на которых отберем лучшие проекты, лучшие идеи для того, чтобы положить их в основу технического задания и практической реализации программы реновации".
Прием заявок на архитектурно-градостроительный конкурс, в ходе которого будут разработаны концепции пяти экспериментальных площадок программы, уже стартовал. Принять участие в нем могут команды со всего мира, и интерес уже проявили известнейшие архитекторы, добавил Хуснуллин.
Пока речь идет о приеме заявок от потенциальных участников конкурса. Жюри, состоящее в том числе из зарубежных экспертов, отберет лучшие команды, которые уже на втором этапе конкурса будут разрабатывать концепции для экспериментальных площадок реновации. Они еще не отобраны, поскольку до 15 июня идет голосование жителей пятиэтажек, попавших в программу, и лишь по его итогам получится отобрать стартовые площадки.
Больше воздуха и места
Там же, на "АРХ Москва", главный архитектор столицы Сергей Кузнецов продемонстрировал, как изменятся московские районы после реновации. Для прообраза был скомпилирован примерный типовой район, вобравший в себя черты стандартной московской застройки с пятиэтажками. Одна из главных ее черт - отсутствие строгого зонирования и предназначения территорий. Через дворы идет поток людей и машин, превращая их в транзитные зоны. О безопасности и комфорте тут нет и речи - разве отпустите сына во двор, по которому постоянно ходят посторонние?
Между домами - "бесхозное" озеленение. Да, московским районам повезло с обилием зелени, но как она используется? Скверов со скамейками и прогулочными дорожками почти нет, зато хватает просто зеленых площадок с газонами и деревьями, никак не используемых. Вот почему такие территории предприимчивые автомобилисты нередко превращают в стихийные парковки.
"Места для машин - это вообще отдельный разговор, - говорит Кузнецов. - Сегодня в спальных микрорайонах есть некие заасфальтированные территории, где люди паркуют машины, но они не предназначены для этого. Мы взяли усредненный район площадью 80 га и посчитали, сколько там помещается автомобилей. Вышло примерно 1300 машин, хаотически припаркованных. При квартальной застройке на этой же территории можно расставить на плоскостных парковках 2300 машин, то есть почти вдвое больше. А ведь будет еще и подземная парковка".
Благодаря реновации районы будут четко разделены на зоны и избавятся от территорий, которые в лучшем случае исполняют транзитную функцию. Дома сгруппируют приватные дворы, а между ними появятся полноценные улицы и променады с общественным пространством - скверами, кафе, велодорожками и прочей инфраструктурой.
Магазин этажом ниже
Другая распространенная проблема современных спальных районов - недостаток торговли и сферы услуг поблизости от дома. За батоном хлеба обычно нужно идти к супермаркету у метро. Небольшому продуктовому магазину просто негде расположиться - первые этажи жилых домов они занимают редко, поскольку квартиру переделать в торговое помещение не так-то просто.
В новых кварталах все первые этажи будут нежилыми. С 2015 года в Москве вообще не строят дома с квартирами на первом этаже. Это место для кафе, магазинов, салонов красоты, небольших детсадов и т.д.
Столичные власти также пообещали, что жителей обновленных кварталов обеспечат всей необходимой социальной инфраструктурой. Существующие детсады, школы и поликлиники останутся на своих местах, но при необходимости на месте пятиэтажек появятся и новые, чтобы при увеличении числа жителей не возникло дефицита. Но кардинального наплыва новоселов ждать не стоит - новые дома будут высотой от 6 до 14 этажей, а плотность жилой застройки вырастет в среднем в 2,5 раза.
Петр Кудрявцев, председатель комиссии Общественной палаты Москвы по градостроительной политике, архитектуре и строительству:
Крайне важно, чтобы первой волной реновации пошли пять экспериментальных площадок, которые выставляются на градостроительно-архитектурный конкурс. Победившие проекты должны пройти широкое общественное обсуждение и получить критическую оценку экспертного сообщества. Должны быть возведены первые дома, и уже после подтверждения, что эксперимент успешен, следует запускать следующие площадки.
Андрей Гнездилов, создатель архитектурного бюро "Остоженка":
Разговоры о квартальной планировке - не просто чья-то воля и выдумка, это естественный способ создать канву публичных пространств, когда никто мимо чужого подъезда не гоняет на машине. Все соблюдают свое частное пространство двора, который свободен от машин, но к которому можно подъехать с улицы. Это, конечно, другая сетка улиц. Пусть эти улицы будут самого нижнего уровня по пропускной способности, но это улицы, это не просто пешеходные пространства.