В отличие от последних трех лет, говорили не о кризисе, а о росте. Возмутителем спокойствия снова выступил глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он предложил смягчить де-факто введенное с февраля бюджетное правило - повысить "цену отсечения" нефти, выше которой дополнительные нефтегазовые доходы направляют в резервы, с 40 до 45 долларов. В этом году это дало бы возможность федеральному бюджету потратить на 460 миллиардов рублей больше, например, на дороги, а в целом это позволит в будущем отказаться от повышения налогов - ведь доходы бюджета в процентах ВВП падали последние годы и будут падать дальше, предупредил Кудрин. По его словам, смягчение правила рисков не несет: в этом году средняя цена нефти превысит 50 долларов за баррель.
Против этой идеи плечом к плечу выступили министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин и глава Банка России Эльвира Набиуллина, и каждый привел свои аргументы.
Глава минфина отметил, что между экономическим ростом и объемом расходов нет прямой корреляции и в прежние годы наращивание расходов "по чуть-чуть" привело к тому, что бюджет сводил концы с концами только при 100 долларах за баррель. Вопрос в эффективности расходов, сказал он. Набиуллина добавила, что это приведет к раскручиванию инфляционной спирали, а Орешкин - что не видит обозначенного Кудриным жесткого выбора между повышением налогов и увеличением дефицита бюджета.
Другое предложение Кудрина - за 7-8 лет полностью продать в частные руки нефтяные компании - также осталось без поддержки. Утвержденный в начале года план приватизации таких задач не ставит, предполагая сохранение госконтроля над "Роснефтью".
Так что первый день форума почти ничего не прибавил в понимании того, как в итоге выстроится мозаика реформ из программ минэкономразвития, ЦСР и Столыпинского клуба и почему экономика через два-три года начнет расти темпами выше среднемировых. Онлайн-голосование на ключевой сессии показало, что крупный бизнес, экономисты и даже чиновники, наблюдавшие полемику Кудрина с министрами и главой ЦБ, не верят в достижение этой цели: почти 90 процентов оценили рост ВВП до 2020 года на уровне не более двух процентов.
Такой же точки зрения придерживается Набиуллина. Отвечая оппонентам (которые на форуме, однако, себя не проявили), она отметила, что ЦБ всегда имеет в виду интересы экономического роста, но инструментами денежно-кредитной политики невозможно "пробить его потолок" (по оценке ЦБ, полтора-два процента роста ВВП в год), нужны структурные реформы.
Орешкин признал, что выход на трехпроцентный рост - непростая задача, учитывая, что демографические показатели России будут хуже, чем в среднем по миру: число людей в трудоспособном возрасте будет непрерывно сокращаться. Преодолеть эти ограничения помогут цифровизация и внедрение новых технологий.
Одна из структурных реформ, впрочем, уже почти состоялась: темпы инфляции, как и предсказывал Орешкин, в мае досрочно снизились до четырех процентов, но Набиуллина подчеркнула, что не считает цель достигнутой. Нужно, чтобы низкая инфляция продержалась не один-два месяца, а два-три года, только после этого устойчиво низкий рост цен проявит себя в интересах экономического роста доступными процентными ставками и снижением неопределенности относительно будущего. Пока же предстоит "заякорить" инфляционные ожидания населения, которое все еще оценивает инфляцию в разы выше, чем Росстат. По мере снижения инфляционных ожиданий ЦБ будет и дальше снижать ключевую ставку. Уверенность в этом позволяет банкам снижать свои ставки по кредитам и депозитам.
В этом году бизнес на форуме меньше жаловался на плохой инвестклимат и административный гнет. Прокуроры за последние 2,5 года отклонили почти миллион заявок контрольно-надзорных органов на проверки, рассказал Генпрокурор Юрий Чайка. С помощью прокуроров в 2016 году выявлено 169,7 тысячи нарушений прав предпринимателей. Кроме того, за последние полтора года по требованиям прокуратуры бизнесу возвращено около 50 миллиардов рублей за выполненные госконтракты, рассказал Чайка.
Также Россия поднялась в рейтинге топ-20 европейских стран по активности международных инвесторов на седьмое место, говорится в представленном на ПМЭФ исследовании EY. За год число проектов на территории РФ, в которые пришел иностранный капитал, выросло до 205 - это самый высокий показатель для России за все время проведения исследования c 2005 года, отмечают составители рейтинга.
Наиболее привлекательной для инвесторов оказалась сфера продаж и маркетинга. На нее пришлось 46 процентов всех проектов с участием прямых иностранных инвестиций. На втором месте был сектор производства, на третьем - логистика.
XXI Петербургский международный экономический форум