08.06.2017 19:18
Культура

Павел Чухрай: Мы изживаем свои комплексы мифами об истории

Павел Чухрай о своем новом фильме "Холодное танго"
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №136 (7302)
В прокат вышел фильм Павла Чухрая "Холодное танго". Действие этой ретродрамы происходит в 1950 году в Литве. Главный герой картины еврейский юноша Макс (Риналь Мухаметов) приезжает в Литву, где он вырос. Его мать и сестра погибли во время нацистской оккупации, самого Макса некоторое время прятала литовская семья, которой нацисты отписали дом Макса. Мальчик влюбляется в дочь новых хозяев дома Лайму и, повзрослев, хочет вновь с ней встретиться. Выросшая Лайма (Юлия Пересильд) поет в местном кабаре, ведет разгульный образ жизни и не слишком рада увидеть Макса - когда-то он не спас ее от изнасилования ворвавшегося в дом немецкого офицера, после чего девушка его называла исключительно предателем.
Читать на сайте RG.RU

Перед премьерой фильма Павел Чухрай дал интервью "Российской газете".

"Холодное танго" стало первой вашей картиной за 10 лет. Причем в течение всех этих лет появлялись новости, что вы начинаете работать совсем над другими картинами - объявляли, в частности, о биографическом фильме о Меншикове и картине об испытании водородной бомбы. Почему в итоге ни один из этих замыслов не был реализован?

Павел Чухрай представил на "Кинотавре" свою новую картину

Павел Чухрай: Знаете, я не умею искать деньги на картины. Все эти годы я шел прямым путем - подавал какие-то работы на конкурс в Министерство культуры. Но поддержки я не получал. Поэтому даже несмотря на то, что на некоторых проектах были проведены кинопробы и выбрана натура, все останавливалось. Мне давали понять: Павел Григорьевич, ну кому это нужно? В одном случае была не нужна историческая картина, в другом - про 40-е годы.

Затем была картина "Москва-400" про испытание водородной бомбы в Семипалатинске, которую мы не досняли по финансовым причинам. Там я слишком размахнулся. Помимо частной детской истории, которая там есть, мне хотелось показать настоящий апокалипсис. Но средств на это не было. И мне продюсер Игорь Толстунов сказал: "Мы не можем это потянуть, нужно переделывать эту историю". А я не мог перестроиться. Я уже представил себе эту картину и не мог найти для нее другую форму. Любой другой режиссер, наверное, нашел бы выход, но я отказался от этой работы. Из этой идеи в итоге получился фильм "Испытание", который сделал Александр Котт. Он сделал замечательную картину, уйдя от глобальных вещей, которые, наверное, возможны только в Голливуде.

В нашем кино они тоже возможны, но нужно знать, к какому начальству обратиться, чтобы тебе дали деньги. А так как у меня таких знаний нет, то и нереализованных проектов у меня сейчас набралось с десяток. Так что работаю я все время, но по большей части не как режиссер, а как сценарист - причем как сценарист-неудачник. Потому что мало что из этих сценариев доходит до экрана.

Центральный мотив "Холодного танго" - судьба людей, попавших в жернова истории. Вы беретесь за сложный период истории Советского Союза и Литвы и пытаетесь абстрагироваться от расстановки акцентов. Вы не избегаете разговора об участии литовцев в Холокосте, но и советский период у вас показан как довольно мрачное время. При этом и литовцы, и русские, и евреи в фильме вне зависимости от их поступков выглядят не злодеями, а жертвами безжалостного времени. Это отсутствие акцентов сознательное?

Павел Чухрай: Мне неинтересно делать кино про правых и виноватых, мне не нравится в искусстве черное и белое. Человек - сложное противоречивое создание. И мне хочется про это все время рассказывать. Вот мне, допустим, скажут - давайте сделаем картину про Геббельса, о том, какой он плохой. Не буду я такую картину делать! Если бы вдруг передо мной стояла задача разобраться с Геббельсом как с персонажем, то я бы первым делом попытался понять, почему он вырос в такого монстра. Что в детстве или юности его обидело, сделало циником и демагогом? Вот что интересно, а не просто сказать как в журнале "Крокодил", что он - дерьмо.

Пять важных событий событий "Кинотавра"

Поэтому, когда я работал над "Холодным танго", то пытался понять логику живых людей, оказавшихся в послевоенное время в Литве. Понять их страхи, их озабоченность. На мой взгляд, этой самое важное. Потому что пока разные люди не научаться понимать друг друга, будет кровь.

У вас за последние 20 лет сложилась репутация летописца советской жизни - вы последовательно сняли "Вор", "Водитель для Веры", а теперь еще и "Холодное танго". Это ведь не случайно, что три ваших громких работы обращены в недавнее прошлое?

Павел Чухрай: С одной стороны, у меня нет никакой зацикленности на советской эпохе. Сей-час я, например, дописываю сценарий на современном материале. С другой стороны, мы живем в государстве, где на протяжении многих лет искажали историю. В СССР ее искажали чуть ли не каждый день. Я приходил в школу и слышал - про этих начальников мы больше не говорим, в книжках их фамилии надо зачеркнуть. Это переписывание в угоду политическим целям запутало людей чудовищно. Они свою историю не знают. А им еще вдобавок врут.

Поэтому я обращаюсь к этому материалу и как могу пытаюсь рассказать правду. За что могу ручаться совершенно точно - я нигде не перевираю факты. То, о чем я рассказываю, знает весь мир. И если в нашей стране про эти факты вчера не говорили, а сегодня про них вспоминать не принято или принято вспоминать и сомневаться в их достоверности, то я не сомневаюсь.

Только горькая правда может привести к какому-то будущему

А почему, на ваш взгляд, мы так преуспеваем в мифологизации собственной истории?

Павел Чухрай: Россия складывалась как европейская страна, и все ее взлеты были только на этом пути. Но мы еще и азиатская страна. У нас в сознании есть этот маятник, который постоянно нас отбрасывает. И когда мы начинаем метаться, то мы оказываемся и европейской провинциальной страной, и азиатской провинцией. А мечемся мы, к сожалению, постоянно - десять лет так, потом десять лет эдак. И на этом пути рождаются комплексы, которые мифами мы пытаемся изживать. Так у нас появляются нувориши, которые придумывают себе гербы и родословные. А те люди, у которых есть родословные, и они в советское время о них помалкивали, сейчас всячески пыжатся и тычут нам этими родословными в нос.

Или другой русский комплекс - нас никто не любит. Ребята, а вы сами кого-нибудь любите? Почему вас вообще должны любить? Логика такая: нас не уважают - значат, пусть боятся. Но это не выход!

В Сочи открылся кинофестиваль "Кинотавр". Как это было

А вы какой-нибудь выход видите?

Павел Чухрай: Нужно начать с правды. Она горькая, а обществу про горькое не хочется слышать. Но только это может привести к какому-то будущему. Наше общество сейчас как человек, которому завязали глаза и сказали "Иди!". Но любое общество должно понимать, куда оно идет, иначе оно с грохотом рухнет. Нас просто затолкают другие народы, если мы будем жить в анабиозе, обманывая себя и постоянно повторяя, как все несправедливо к нам относятся.

Но разве позиция страуса, прячущего голову в песке, когда речь заходит о противоречивых исторических событиях - специфика только нашей страны? В той же Литве вам наверняка достанется за тему Холокоста.

Павел Чухрай: Конечно, и я готов к этому. В Литве русские с литовцами не могут договориться, кто прав, кто виноват, хотя ответ очевиден - в военной и послевоенной истории Прибалтики чистых нет, виноваты все перед всеми. Я делал документальную картину о Холокосте, и вы, наверное, можете себе представить, что я наслушался про ту же Прибалтику. Но я не пытаюсь кого-то обвинить или оправдать. Знаете, первое название фильма было "Угольщик". Там же отец главной героини работает угольщиком, который подвозит уголь нацистам, расстреливающим евреев. Для меня они все угольщики - и те, и эти. В этой мясорубке даже хорошим людям приходилось совершать чудовищные поступки - и про это тоже важно напоминать.

Кадры из фильма "Холодное танго"
Наше кино