28.06.2017 11:55
Кинократия

Сербское и болгарское кино как осмысление хода истории

Текст:  Юлия Авакова
По мере того, как грани настоящего, а также векторы будущего начинают проступать со все большей отчетливостью, во многих странах, чья история совершила несколько драматических кульбитов в двадцатом веке, творческие силы начинают обращаться к осмыслению не так давно ушедшего, многими люто ненавидимого, но, по иронии судьбы, самого стабильного периода своего существования в минувшем столетии. Когда в шутку не так давно речь заходила о том, что непредсказуемым бывает не только будущее, но и прошлое, мало кто догадывался, что тайны эти отнюдь не похоронены под вековой пылью и всего лишь доказывают правильность некоторых идеологических максим, над которыми так модно было подсмеиваться три десятка лет назад.
Читать на сайте RG.RU

"Реквием по госпоже Ю." Бояна Вулетича (Rekvijem za g. J.), показанный на 39-м ММКФ, - интересный ответ на так называемую "черную волну" югославского кино: если те фильмы, созданные в 60-е и первую половину 70-х, обличали социалистический строй, то его культурный потомок не менее безжалостно критикует то, что пришло ему на смену.

В этом фильме есть и юмор, и грубость, и трогательные моменты, и цветастые и обезоруживающие ругательства. Но общее ощущение от картины куда более сложное, чем от привычных образчиков балканского кинематографа - с обаянием местного колорита, сумасшедшинки и сюра. Это суровое и безжалостное напоминание о сотнях тысяч безымянных людей, в одночасье брошенных на произвол судьбы и похороненных заживо на свалке истории, откуда им было предоставлено лишь право выбраться обратно в жизнь, да и то - на свой собственный страх и риск, становясь в униженное положение просителя.

"Освобождение Скопье": тихий отзвук югоностальгии, уходящей в небытие

Проситель вынужден рассказывать бездушным компьютерным системам и такой же равнодушной обслуге нового порядка о том, что некогда была единая страна, в которой право на работу худо-бедно влекло наличие государственных гарантий в области занятости, где труд был достойным и уважаемым делом, дававшим уверенность по крайней мере в ближайшем будущем.

Госпожа Ю. - женское олицетворение ушедшей в небытие Югославии, матери-одиночки с горестно-потерянным взглядом и натруженными руками, которая еще верит в справедливость, хочет получить то, что ей по праву принадлежит, и непрестанно, исподволь, заявляет о том, что еще недавно жила полноценной жизнью. И даже самые ревностные хулители этой страны в пределах нынешних независимых государств именно там получили возможности для резкого политического старта, они не были обделены всеобщим образованием и прочими благами цивилизации вне зависимости от достатка, о чем удобно умалчивается.

Мирьяна Каранович, звезда югославского и современного балканского кинематографа, замечательно раскрыла новый образ, за которым скрывается целый альбом ее героинь, измотанных, усталых, доведенных до отчаяния, но всегда неравнодушных и живых, способных затянуть печальную севдалинку о благородной любви, преодолевающей даже беспросветное горе.

Еще один участник текущего ММКФ - не менее трогательный, но, как и полагается болгарскому кино, куда более трагичный образ, созданный режиссерами Кристиной Грозевой и Петром Вылчановым. "Слава" - новая притча о маленьком человеке нового времени, станционном смотрителе-обходчике путей, про которого, как в пушкинские времена, можно сказать: "Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного".

Цанко Петров двадцать пять лет ответственно и беззаветно занимается доблестным делом - следит за состоянием железнодорожных путей, и, в отличие от многих своих коллег, нисколько не пытается улучшить свое существование путем получения полулегального дохода вдобавок к своей нищенской зарплате. Он живет в бедноте, в полном одиночестве, за исключением нежно любимых зайцев, но в абсолютном мире со своей душой. Другие считают его чудаком, но ему до этого дела нет, и когда он обнаруживает на путях разорвавшийся мешок с крупной суммой денег, он сообщает об этом начальству.

Гоша Куценко снимет фильм о Косово с Гойко Митичем

Таким образом Цанко попадает в обзор объектива и становится героем репортажей, удобным поводом для того, чтобы министерство транспорта продемонстрировало себя в глазах общественности с хорошей стороны. Цанко дается минута славы и даже приз в виде дешевых электронных часов, а его собственные, дорежимные часы "Слава", подаренные отцом и исправно служащие ему уже который год, снимаются с брезгливостью с его руки и теряются служащими как ничего не значащая безделка.

И далее этот симулякр славы начинает Цанко бессердечно мстить, превращая его в пешку в чужой игре, где невозможно добиться правды. Цанко, заикаясь, констатирует, что все дело в менталитете. И действительно, за те двадцать пять лет, что он провел в своей "кроличьей норе", многое изменилось. Жизнь потекла совсем по другому руслу, вопросы морали и нравственности уступили место беспринципности и желанию обогащения, а также условности понятия добра и зла. И стоило Цанко на одно мгновение вынырнуть на поверхность, как его начала душить непрошеная благодарность циников, намеревавшихся его единожды использовать и выбросить. Но Цанко, к возмущению многих, не таков, он настоящий, делающий свое дело на славу, и сердце у него - пламенный мотор, а не одноразовый аналоговый часовой механизм. Только годы его, увы, сочтены.

В фокусе