Помочь пациенту вернуться в жизнь
- Когда мне сообщили, что я вошла в число победителей, не поверила - это стало такой неожиданностью! - делится она. - Но, конечно, приятно. Моей задачей было поднять престиж врача-онколога и достойно представить регион.
Судя по результату, удалось и то, и другое. Правда, авторитетная комиссия, анализировавшая представленные на конкурс работы, не объясняла, что именно способствовало победе. Но, как считают в региональном минздраве, с большой долей вероятности можно утверждать: немалую роль сыграла организованная при онкодиспансере "Школа пациента". Это не "ноу-хау" кировских медиков, но то, как она работает, впечатляет.
- Пациент прошел сложное и тяжелое лечение с различными побочными явлениями, которое, возможно, нарушит всю его жизнь, - говорит Светлана Хлебникова. - И когда он покинул палату, ему нужно помочь не просто свыкнуться с новой реальностью, а почувствовать уверенность, научиться жить полноценной, насколько возможно, жизнью.
Для этого организуют группы бывших пациентов со схожим заболеванием, опрашивают, что их больше всего интересует, с какими проблемами они сталкиваются. Специалисты дают подробные консультации. Вплоть до вопросов грамотной контрацепции для женщин, которые перенесли некоторые виды операций. Беременеть им - опасно для жизни. И хотя никто не заставит женщину сделать аборт, она должна знать все возможные исходы. Но, что не менее, а может быть, и более важно, пациенты не остаются один на один со своей проблемой, а могут ее обсудить с такими же, как они, товарищами по несчастью.
Бороться надо вместе с врачом
- Для женщин, у которых удалили молочную железу, это тяжелейшая психологическая травма, - рассказывает Светлана. - И мы им говорим: вы не больные, а особенные. Знаменитые амазонки специально удаляли одну грудь, чтобы она не мешала стрелять из лука. Вы - амазонки! И они от нас выходят приободренными.
Психолог проводит ассоциации с известными людьми, например со звездами кино, у которых была онкология. Рассказывает, как мужественно они себя ведут и продолжают жить полноценной жизнью. И, самое главное, пациентам доказывают, что рак - далеко не всегда смертельное заболевание. Удивительно: многие знают, что на первом месте по смертности стоят болезни системы кровообращения, но их боятся не так сильно. А само слово "рак" для большинства звучит как приговор. Хотя при некоторых злокачественных образованиях наступает длительная ремиссия и пациенты могут прожить долгие годы и вести обычный образ жизни, забыв о том, что когда-то была операция и лечение. Раньше такой диагноз скрывали от больного, и пациенты, которых прооперировали 20 лет назад, бывают очень удивлены, что у них когда-то был рак.
Сейчас правила изменились, и согласно законодательству больной имеет право знать все о своем недуге. С одной стороны, это хорошо: он вместе с врачом борется с болезнью, что дает гораздо лучшие результаты, чем когда пациент впадает в депрессию и сваливает все на медиков: "делайте что хотите..." С другой - момент, когда приходится объявлять пациенту диагноз, для врача крайне непрост.
- Лечение очень сложное, порой калечащее, - говорит Светлана. - Может кардинально измениться вся жизнь. Некоторые ее качества будут нарушены полностью. И как правильно преподнести эту информацию, сказать о заболевании? Иногда мы добиваемся очень хороших эффектов, например при меланоме. Но мы боимся давать прогноз.
Медик, увы, не бог
Врачи могут лишь предполагать. Некоторые пациенты смотрят статистику, пытаются сами определить результат, исходя из опыта других. Но это, по словам Хлебниковой, невозможно, поскольку нет двух абсолютно одинаковых людей: даже одно и то же заболевание и на сопоставимой стадии может протекать совершенно по-разному. Кто-то просто отказывается от помощи, не желая проходить тяжелое лечение - "лучше проживу эти месяцы дома". Но, как считают медики, даже если есть один шанс из тысячи, надо его использовать.
Далеко не все хотят принять онкологический диагноз. Одни понимают сразу, и сами спрашивают: что я должен делать, чтобы победить болезнь? Другие не верят в диагноз и начинают уходить от обследований, ищут других врачей, не онкологов, уговаривая себя, что "это ошибка". А в результате только теряют драгоценное время, которое необходимо для обследования.
С вопросом "Сколько мне осталось?" онкологи сталкиваются каждый день. Но, как говорят медики, они не боги и не вправе отмерять жизнь. Нередки случаи, когда даже пациенту с четвертой стадией удается сохранить жизнь, пусть и на паллиативном лечении. Когда человек говорит "Я хочу жить, у меня есть обязательства перед семьей" - это залог успеха.
Научат и родственников
Кстати, о семье: "Школа пациента" и для родственников больных. Здесь учат, как себя вести в непростой ситуации, что очень важно для социальной адаптации больного, как грамотно организовать уход. От того, как примет изменения семья, зависит очень многое. Врачей поражает, когда мужья, узнав, что у их жены рак, нередко бросают семьи с маленькими детьми. Или обратная ситуация: у мужчины после тяжелейших процедур появляется эректильная дисфункция, и здесь важно, как поведет себя женщина.
Уход за тяжелым больным, особенно на последней стадии, крайне нелегок. Одни способны нести такую ношу много лет, другим это не по плечу. Бывает, что семья в силу различных причин (например, из-за характера работы) просто не может ухаживать за таким родственником. Эту задачу сегодня решает областной хоспис. Там работают специалисты, которые могут подобрать индивидуальные схемы обезболивания с учетом особенностей пациента и течения болезни.
- Я не осуждаю людей, отдающих родственников в хоспис, - говорит Светлана. - У каждого своя ситуация. Хотя, конечно, импонируют семьи, которые хотят, чтобы человек оставался до последних минут с ними. Я преклоняюсь перед такими людьми.
Проще предупредить
Медиков поражает, как люди относятся к своему здоровью. Злокачественное образование - это чаще всего хроническая болезнь, которую можно выявить при своевременном обследовании. Ее проще предупредить, чем лечить уже в запущенной стадии. Иногда люди приходят, когда уже буквально "полгубы сгнило". И на вопрос, почему не обращались раньше, внятный ответ получить трудно.
Сказались и 90-е годы, когда многие предприятия ликвидировали медсанчасти как "непрофильные" активы. А благодаря им работники проходили диспансеризацию прямо на предприятии. Сейчас хоть диспансеризация и проводится раз в три года, большинство до поликлиники не доходит. Одним жалко времени, других не пускает работодатель, поскольку на это уходит полдня.
Вот почему Светлана Хлебникова считает одним из ключевых моментов в своей представленной на конкурс работе акцию "Онкопост". По сравнению с диспансеризацией ее эффективность в два раза выше, хотя и там и там работают одни и те же врачи. Но здесь они смотрят целенаправленно на онкопатологию. И во время "Онкопоста" проводятся те процедуры, которые, например, врач общей практики не сделает при рутинной работе, когда к нему выстроилась очередь из пациентов.
Светлана Хлебникова, заместитель главного врача по поликлинике Кировского областного клинического онкологического диспансера:
- Когда я пришла в профессию, было очень тяжело от того, что здесь каждый день приходится сталкиваться с болью пациента и надеждой в его глазах: он ждет, что ты сделаешь чудо. Не была готова к тому, что через какое-то время на моем операционном столе окажутся мои однокурсники, коллеги, учителя, родственники, что кто-то из них уйдет из жизни. Конечно, врач в этом случае вправе отказаться от операции, но не для того я пришла в профессию. Я должна сделать все, что могу. С каждым нашим умершим пациентом умирает и моя частичка, потому что я боролась за его жизнь. И я никогда не пойму людей, которые уходят из жизни самостоятельно в силу каких-то незначащих причин. У меня перед глазами столько пациентов, которые до конца боролись за свою жизнь, за каждый новый день. Это очень сильные люди...