Драмтеатр райцентра Шарыпово нынче "Золотую маску" привез с одноименного ежегодного фестиваля в Москве, а выпускник здешней студии, отучившись у самого Табакова, получил приглашение сразу в два столичных театра.
Культурная провинция наступает?
"Город, где я"
Это название спектакля, поставленного шарыповскими лицедеями по пьесе Ивана Вырыпаева, символично. Очень уж соответствует оно контексту, в котором творит коллектив.
А началось все в начале 1980-х, когда в Шарыпово приехала будущая выпускница Восточно-Сибирского института культуры Наталья Желтова. Сначала она, набрав самодеятельную труппу, поставила свой дипломный спектакль. Потом решила вернуться сюда навсегда.
Молодой город, где разворачивалась Всесоюзная ударная стройка - КАТЭК, - в институтских списках на распределение не значился. Пришлось употребить обаяние, темперамент, энергию. "Нажать" на несгибаемых чиновников советского минкульта.
Она пробила все преграды. И стала возводить театр. В буквальном смысле. Актовый зал одного из общежитий (новые микрорайоны в то время были сплошь "общаговскими") на глазах превращался в необыкновенно стильный оазис. Стены украсила драпировка из мешковины. Из нее же соорудили занавес, арлекин и прочие декорации. В общем, "мейерхольдовщина". Отдельные материалы для сцены - брус, вагонную рейку - будущие актеры и энтузиасты под прикрытием ночи "заимствовали" на стройплощадке. Руководил процессом - почти сюрреализм! - секретарь горкома комсомола Сережа Ищенко.
Первые же постановки доказали: замах сделан серьезный, новорожденный претендует на долгое профессиональное будущее.
В репертуаре появились Островский, Арбузов, Вампилов, позднее - Гольдони, Гельман, Аверченко… Со временем статус самодеятельного поменялся на муниципальный.
Не отважусь заявить, что в дни очередной премьеры окрестные дома пустеют - так не бывает ни в мегаполисе, ни в поселке. Но то, что для Шарыпово театр стал неотъемлемой частью, сердцем его интеллектуальной жизни - факт неоспоримый.
Сейчас на подмостках главенствует воспитанница Желтовой - Снежанна Лобастова. Состоявшаяся актриса, яркий, талантливый режиссер. Репертуарная планка по-прежнему высока: ставят и классику - "Женитьбу" Гоголя, например, и современных драматургов.
Уроки "Камераты плюс"
По осени - четвертый год подряд - на базе театра устраивают фестиваль-лабораторию "Камерата плюс". Идея принадлежит московскому критику Павлу Рудневу и Снежанне Лобастовой. В провинциальный сибирский город не только из театральных уголков края, но и со всей страны съезжаются молодые талантливые постановщики, которые ищут самобытную тему, пытаются выработать собственный почерк, адресовать творение своему зрителю.
И находят, и вырабатывают, и адресуют. Лесосибирский "Поиск" (непременно расскажем о нем в одной из следующих публикаций) именно в этой лаборатории обрел в качестве приглашенного режиссера Александра Ряписова из Нижнего Новгорода, а шарыповцы открыли для себя москвичку Галину Зальцман. Спектакли в их постановке вошли в репертуар, пользуются успехом у зрителей. И это - лишь два имени из целого списка.
Тему очередной лаборатории задают те же Руднев с Лобастовой. Дальше следуют эскизы, из которых нередко вырастает не просто фестивальный показ, а полноценный спектакль, способный принести заслуженные награды.
Драйв, общение, жаркие дебаты, духовный всплеск… Результат: "Камерата плюс" стала влиять на профессиональный рост коллективов, принимающих участие в незабываемом действе.
Звездные кандидаты
И еще об одной шарыповской "лаборатории" нельзя не сказать. Наталья Желтова, организатор, создатель театра, который в грядущем сезоне отметит свое 35-летие, восьмой год возглавляет театральную студию "АРТ АНТРЕ", призванную взрастить новое актерское поколение. Это своего рода театральная "кухня", где спектакли рождаются порой ради одного конкурсного показа. Однако успехи ребят оценили уже и знатоки, и именитые эксперты.
Буквально на днях воспитанник студии Роман Керн, окончивший театральный колледж Олега Табакова при знаменитой "Табакерке", получил приглашение сразу в два столичных театра. В какие именно - не говорит, пока контракт не подпишет. Боится сглазить. А тем временем в Санкт-Петербурге, в Российском государственном институте сценических искусств (бывшем ЛГИТМиК) учится выпускник студии Сергей Бочаров. В. В Москве ищет свое призвание Александр Лаба, в Екатеринбурге - Вероника Мерзлякова и Антонина Шевченко.
С 2011 года театральная студия, получившая статус образовательного учреждения, взяла 15 премий в номинации "Творческая одаренность". Участвовала и в престижном столичном фестивале "В добрый час" имени драматурга Виктора Розова, и в краевой "Театральной весне", что, вообще-то, нонсенс: по установленному правилу на этот праздник приглашают только профессионалов. Для шарыповцев организаторы сделали исключение.
Кстати
За "Лучшую женскую роль второго плана" в "Самоубийце" Н. Эрдмана была отмечена "играющий тренер" Снежанна Лобастова. За "Лучшую мужскую роль" - Андрей Глебов, сыгравший купца Лаврентия Кошеверова в постановке "Жили-были", которая, в свою очередь, получила приз "За лучший спектакль".
Снежанна Лобастова,
художественный руководитель Шарыповского городского драматического театра:
- Мы живем в маленьком городе, это налагает особую ответственность: нам ведь приходится выполнять функции и театра драмы, и ТЮЗа, играть и серьезные, сложные пьесы, и те, что ориентированы на массового зрителя. Разве что кукольных спектаклей не играем… В 2010 году впервые взяли "Хрустальную маску" за спектакль "Убийца" по пьесе Александра Молчанова. С этой работой нас позвали на фестиваль малых городов России в Лысьву, где мы стали лауреатами в номинации "Надежда". Это было началом, но не финалом, "наградной лист" пополняется. Самое заметное достижение за последние годы - "Золотая маска", которой актера Хольгера Мюнценмайера отметили на одноименном фестивале за лучшую мужскую роль второго плана. Для городского театра даже участие в этом фестивале - событие невероятное. А такая награда, несомненно, - признание творческой состоятельности коллектива.