Российские пилоты истребителей пятого поколения Т-50 получат противоперегрузочный костюм ППК-7 с перфорацией для вентиляции. Инновационное снаряжение разработано по просьбе летчиков фронтовой авиации. Об этом заявил главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.
"Сделали костюм "дырявым", нанесли перфорацию в зонах наибольшего потоотделения. Это оказалось непросто, поскольку "дырявый" костюм по прочностным характеристикам должен выдержать продувку при сверхзвуке", - цитирует ТАСС Сергея Позднякова.
По его словам, причиной доработки ППК-7 стали жалобы летчиков-испытателей, что в новом противоперегрузочном костюме излишне жарко из-за плотной термостойкой ткани. Поэтому предприятию пришлось искать пути решения проблемы вентилирования. Вначале пилотам предложили использовать для решения проблемы маленький чемоданчик автономной системы вентиляции, подобный тому, который перед посадкой в космический корабль носят космонавты.
"Однако летчики-испытатели категорически не хотят ходить с "переноской", - сказал Поздняков.
Противоперегрузочный костюм ППК-7 представляет собой комбинезон из термостойкой ткани со вшитыми камерами и трубками. При выполнении самолетом маневров и фигур высшего пилотажа на сверхзвуковой скорости через эти трубки подается воздух, который надувает костюм. Ткань обжимает тело пилота и предотвращает отток крови от головы. Если этого не делать, пилот мгновенно потеряет сознание.
По сравнению с существующими костюмами ППК-7 обладает более высокой эффективностью благодаря большей площади компенсируемых участков, включая руки. Костюм изготавливается десяти размеров. Масса комбинезона - не более трех килограммов. ППК-7 также позволит летчику во время пилотажа выдержать перегрузку в девять единиц до 40 секунд. В нем также введено упреждающее срабатывание противоперегрузочной защиты по сигналу от бортовой ЭВМ. Кроме того, более "интеллектуальной" автоматикой, чем имеющаяся у существующих аналогов, было наделено катапультное кресло новейшего истребителя. Так, у нового образца уменьшен запас по высоте катапультирования, а вес пилотов может находиться в диапазоне от 45 до 110 килограммов.
Испытания нового костюма с перфорацией на предприятии завершены. В ближайшее время должны начаться государственные наземные испытания.
Справка "РГ"
Т-50 - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработки и производства компании "Сухой". Согласно открытым данным, в конструкции самолета применены композиционные материалы на основе углепластика, что сильно снижает его радиолокационную заметность. Т-50 вооружен сдвоенной 30-мм пушкой, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение - две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.