18.07.2017 17:22
Власть

Владимир Путин посетил МАКС-2017

Владимир Путин посетил МАКС и рассказал о перспективах авиапрома
Текст:  Татьяна Замахина (Жуковский)
Российская газета - Федеральный выпуск: №157 (7323)
Президент Владимир Путин принял участие в открытии авиационно-космического салона МАКС в Жуковском. Российский лидер осмотрел несколько павильонов и особое внимание уделил пассажирскому узкофюзеляжному самолету МС-21, поставив задачу провести его сертификацию без сбоев. Путин также посмотрел авиашоу и пообщался с летчиками-испытателями.
Читать на сайте RG.RU

В ходе посещения павильонов МАКСа президент не забыл приобрести мороженое, что уже стало традицией. На этот раз он не только сам купил пломбир в стаканчике за 60 рублей, но и угостил сопровождавших его членов правительства и глав предприятий. "На сдачу дайте им", - кивнул Путин в сторону сопровождавшей его делегации, протянув тысячную купюру. "У нас желающих много", - заметил глава "Ростеха" Сергей Чемезов. Мороженое действительно разобрали быстро, тем более что президент, попробовав пломбир, дал ему отличную рекомендацию.

На МАКС-2017 обозначили возможные пути кооперации в авиастроении

Подкрепившись таким образом, собравшиеся отправились на авиашоу. Многофункциональный легкий истребитель МиГ-35 выполнил зрелищный демонстрационный полет - на данный момент машина проходит госиспытания. Впервые продемонстрировал возможности и учебно-тренировочный самолет Як-152. А истребители ПАК ФА в первый раз показали на авиасалоне элементы воздушного боя. Один из самолетов провел атаку, а второй ушел от нее, показав, как работает сверхманевренность, которая позволяет самолету "увернуться" от противника.

Летчики-испытатели получили возможность лично пообщаться с президентом. "Владимир Владимирович, крик души есть на 30 секунд! - обратился к главе государства летчик Роман Таскаев. - Злые языки утверждают, что это у нас последний МАКС в Жуковском..." Имелись в виду заявления минпромторга о том, что может быть принято решение о переносе авиасалона в Кубинку. Летчики попросили президента сохранить проведение авиасалона в Жуковском. По мнению испытателей, здесь достаточная по площади территория, развитая инфраструктура и должный уровень безопасности.

Кроме того, летчики рассказали президенту о ходе испытательных процедур новых гражданских самолетов МС-21. Позже, общаясь с чиновниками, Путин поставил задачу провести сертификацию самолета без сбоев. "Хочу обратить на это особое внимание, имея в виду технические проблемы, о которых мы с вами знаем", - поставил задачу президент.

У нашего авиапрома есть потенциал для дальнейшего роста

Обращал на себя внимание и макет салона самолета Sukhoi SportJet, созданный специально для перевозки спортивных команд. В Олимпийском комитете Путину рассказали, что он спроектирован с учетом проведенных исследований по адаптации спортсменов к перелетам. Для удобства пассажиров самолет оснащен зонами восстановления, тестирования и диагностики, также есть и пространство для тренировок. "Вредно же в полете тренироваться", - усомнился Путин. "Спортсмены не двигаются во время полета, а мышцы в это время должны все равно работать", - пояснила представительница Олимпийского комитета.

В "космическом" павильоне главу государства больше всего заинтересовал аппарат "Луна Глоб" - он отправится с Земли в 2019 году и не меньше года пробудет на спутнике Земли. Задача аппарата - проанализировать состав грунта прямо с поверхности Луны, рассказал глава АО "НПО имени Лавочкина" Сергей Лемешевский. Два других аппарата будут запущены в 2022 и 2023 годах, добавил гендиректор НПО. Лунная база, по словам Лемешевского, необходима для исследования Вселенной.

Темой совещания, которое затем состоялось на "полях" МАКСа, стало развитие гражданской авиации. Современные технологии в авиастроении должны быть использованы для того, чтобы объединить страну, заявил президент. В связи с этим он поставил задачу улучшения транспортной доступности отдаленных регионов, что особенно важно "для такой огромной страны, как Россия".

В России создали боевую ракету нового поколения

При этом, по его словам, важно увеличить и выпуск высокотехнологичной наукоемкой продукции. "Это вопрос технологического престижа государства", - пояснил президент. Он напомнил, что отрасли сейчас оказывается достаточно широкая поддержка, в этом году она составит 60 млрд рублей. И средства достигают цели: доля производства гражданской продукции в авиастроении увеличилась более чем на 20% по сравнению с 2015 годом. И потенциал для дальнейшего роста есть, уверен президент.

"В наших планах нарастить долю российской авиатехники на внутреннем и мировом рынке, для этого нужно не только улучшать ее качество и надежность, но и развивать систему послепродажного сервиса", - заявил Путин. Он отметил, что и в сфере "оборонки" послепродажный сервис часто является слабым звеном. "Нужны склады, нужны запасные части, нужна подготовка кадров, сервисные центры нужно открывать", - поставил задачу глава государства.

Отдельно он обратился к нефтегазовым компаниям, рекомендовав им закупать для своих нужд не импортную авиатехнику, а отечественную. Сейчас они для своих нужд закупают авиатехнику за рубежом и "причем в немалом количестве". Вопрос будет вынесен на правительственную комиссию по импортозамещению, обещал президент.

Оценивая в целом МАКС-2017, Владимир Путин отметил, что авиасалон вышел на высокий уровень и стал ожидаемым событием в России и мире. Он рассчитывает, что МАКС и впредь будет способствовать кооперации и продвижению авиапродукции РФ на рынки.

Международный авиационно-космический салон МАКС-2017
С места событий

Новинок и событий уже в первый день работы МАКС-2017 было столько, что обо всех, даже коротко, не расскажешь. Тем более что развитие авиапромышленности - это не только самолетостроение, но и огромное количество смежных предприятий.

Интересно участие американцев в авиасалоне. Компания Boeing и российская особая экономическая зона "Титановая долина" планируют провести совместную дискуссию на тему "Вызов принят: особые условия развития авиастроителей в России". Кстати сказать, эксперты Boeing прогнозируют рост экономики нашей страны и уверены, что в ближайшие 20 лет авиационный рынок России и стран СНГ сможет принять 1 230 новых самолетов. Естественно, американцы будут продвигать свои. Но и нашим авиастроителям уже есть что предложить.

Это и набирающий популярность региональный SSJ 100, и среднемагистральный МС-21, и перспективный российско-китайский дальнемагистральный самолет, для которого еще имя не выбрали, но работы по его созданию уже идут.

Рогозин назвал дату создания нового истребителя пятого поколения

На местные авиалинии скоро выйдет двухмоторный турбовинтовой Л-410. Это чешская машина, но теперь ее выпускают на Уральском заводе гражданской авиации. Евросоюз запретил странам Восточной Европы иметь свое авиационное производство, и чешский завод "Let" постепенно переезжает на Урал.
Традиционно на МАКС ярко представлены наши военные разработки в области авиации. Нынешний не исключение. На специальном подиуме стоит одна из звезд салона - истребитель МиГ-35С. В небе не просто пролеты, а высший пилотаж показывают перспективные Т-50. На статической стоянке в глаза бросается вертолет необычной черно-красной окраски. Это арктическая машина Ми-8АМТШ-ВА "Терминатор". Двигатели "Терминатора" могут спокойно запускаться после длительной стоянки на морозе даже в минус 60. Любопытно, что правилами Воздушного кодекса США запрещено глушить двигатели при посадке самолетов и вертолетов на необорудованные площадки в условиях северных территорий Аляски и Канады. Повторно их двигатели уже не запускаются.

Впервые представлена зенитная управляемая ракета малой дальности 9М100 разработки концерна ВКО "Алмаз-Антей". Она входит в состав зенитно-ракетного комплекса "Триумф" и применяется в комплексах корабельного базирования. Всего же "Алмаз-Антей" показывает более 150 образцов продукции военного, гражданского и двойного назначения. Среди систем противовоздушной обороны можно отметить полностью обновленную систему активной защиты вертолетов и самолетов "Президент-С", в которой существенную роль играют лазеры.

Подготовил Сергей Птичкин

Внутренняя политика Президент