Почему тормозит Щелковское?
Андрей Юрьевич! Недавно ЦОДД обнародовал средние скорости движения транспорта на основных вылетных магистралях столицы. По его данным медленнее всех едет Щелковское шоссе - средняя скорость в обычные часы 27 километров в час, а в часы пик еще меньше - 22 километра. Там что, до сих пор реконструкция не закончилась?
Андрей Бочкарев: У нас действительно на этой трассе были проблемы, связанные с заменой подрядчика. Тем не менее движение по основному ходу мы запустили еще в прошлом году, а в этом завершили и реконструкцию. Расширили дорогу на всем протяжении. Построили огромную эстакаду, избавившую москвичей от пробок и вдоль всего шоссе построили дублеры. Для общественного транспорта создали выделенную полосу. Средняя скорость транспортного потока в результате увеличилась в среднем на 20 процентов.
Осталось благоустройство дворов и прилегающих территорий - в сентябре закончим и его. Но проблема в том, что Щелковское шоссе - самое узкое на выезде из Москвы, всего с двумя полосами движения. В то время, как в черте столицы это шести-восьмиполосная магистраль. Поэтому и образуются пробки. Как только коллеги из федеральных структур найдут техническое решение по расширению шоссе за МКАД, мы сразу возьмемся за реконструкцию развязки Щелковки с Кольцевой.
Шоссе Энтузиастов уже реконструировано, но и оно едет лишь чуть быстрее - 29 километров в обычное время и 23 километра - в часы пик. А здесь в чем проблема?
Андрей Бочкарев: На шоссе Энтузиастов остался один проблемный участок - на пересечении прямого хода с так называемым четвертым транспортным кольцом, где строится эстакада. Больше всего тормозит движение перекладка коммуникаций на территории промпредприятия, с которым пришлось вести на этот счет долгие переговоры. Сейчас для замены коллектора теплосети, паропровода нам приходится делать локальные кратковременные выгородки с заужением проезжей части. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил задачу уже летом освободить проезжую часть прямого хода Шоссе Энтузиастов и открыть движение в полном объеме. В августе мы оттуда уйдем. К осени планируем закончить и остальные работы по созданию новой транспортной инфраструктуры.
На Рязанском и Мичуринском проспектах скорость 31 километра в час, на улице Профсоюзной - 33… Есть перспективы ее увеличения?
Андрей Бочкарев: Разгрузке Рязанского проспекта будет способствовать строительство участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Косинской развязки в районе Вешняки. Строительство идет полным ходом, в 2018 году планируем завершить. Мичуринский проспект разгрузит Южный дублер Кутузовского проспекта, его строительство планируется начать уже во втором полугодии этого года. В настоящее время завершаются проектно-изыскательские работы. Но хотел бы напомнить: ни один мегаполис в мире не способен создать условия, при которых автомобильный транспорт будет просто лететь по всему городу. В Москве, имеющей около 5 миллионов машин, в год прибавляется еще по 200 тысяч автомобилей. Организовать беспрепятственное движение такого количества транспорта невозможно. Вот почему в основу политики правительства Москвы с самого начала заложен приоритет движения общественного транспорта, для которого с 2011 года мы построили более 150 километров выделенных полос.
Сколько появится новых дорог?
А вот МКАД радует - там транспорт едет даже в час пик в среднем 41 километр в час. И работы по реконструкции Кольцевой продолжаются… Значит, поедем еще быстрее?
Андрей Бочкарев: За последние годы на Кольцевой реконструировано 13 крупных транспортных развязок, в том числе две из них - Бусиновская и Молодогвардейская, за счет федерального бюджета. Мы убрали проблемные места для движения практически на всех пересечениях с вылетными магистралями, которые раньше на Яндексе всегда светились красным. В этом году запустим самую большую развязку - на улице Профсоюзной и останутся еще две - на улице Липецкой, где работы уже идут и Щелковском шоссе, о котором я говорил.
В итоге скорость движения на самой Кольцевой значительно увеличилась, да и на вылетных магистралях это позволило ликвидировать множество узких мест. Например, строительство эстакады в районе Теплого стана избавило водителей от потери 30 минут у светофора на улице Профсоюзной. На улице Янгеля, на пересечении с Варшавским шоссе, где тоже уходило до получаса - сам там езжу, сейчас достаточно полторы минуты. Чтобы проехать между улицей Алабяна и Большой Академической, тратили от 40 минут до часа, а теперь, по информации префектуры, дорога занимает полторы минуты езды по Алабяно-Балтийскому тоннелю…
Хотя строили этот объект очень долго…
Андрей Бочкарев: Профессионалы знают: по сложности сооружения Алабяно-Балтийскому тоннелю нет равных в мире. Шестиполосный, длиной почти два километра, он построен под двумя другими тоннелями - Ленинградским и Волоколамским, и в то же время под действующей линией метро. Все это требовало ювелирной работы. А еще - серьезных усилий по укреплению неустойчивых пород, огромных водопритоков подземных рек.
Строительство Северо-Западной хорды планировалось завершить в 2018 году, а Северо-Восточной - в 2019-м…
Андрей Бочкарев: Сроки будут соблюдены. На сооружении Северо-Западной хорды у нас остался только участок от улиц Нижние Мневники и Народного ополчения до Крылатской. Подготовительные работы идут и за 2018-й год хорда будет готова. В 2019-м построим и вторую, Северо-Восточную, за исключением участка между Дмитровкой и Ярославкой. Этот участок рассматриваем как платный, концессионный. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.
Сколько еще дорог прибавится в Москве в 2017-м?
Андрей Бочкарев: Департаменту строительства предстоит построить 93 километров дорог, плюс 26 крупных искусственных сооружений, 20 больших пешеходных переходов. В этом году уже полностью завершен первый этап реконструкции Калужского шоссе. Сдан участок Северо-западной хорды, который включает Аминьевское шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова и все искусственные сооружения на этом участке.
Запущено движение по путепроводам на железнодорожных переездах в районе станций "Щербинка" и "Переделкино", а недавно мэр открыл движение и по эстакаде в районе станции "Кокошкино".К концу 2017- го мы выйдем на рубеж более 600 километров, построенных и реконструированных дорог, начиная с 2011 года.
Новые дома - на века
Программа реновации пятиэтажного жилого фонда Москвы, можно сказать, на старте. Она волнует не только москвичей, но и жителей Подмосковья, которые опасаются: не завалит ли столица их отходами от снесенных домов? Куда вы вообще собираетесь их девать? Если вывозить в другие регионы, вывоз станет золотым…
Андрей Бочкарев: Сейчас, еще до начала работы новой программы реновации, мы сносим примерно сотню пятиэтажек в год. Получаем от этого примерно 600 тысяч тонн мусора. Его утилизация - естественный, плановый, организованный процесс. На старте программы будем сносить пусть не 100, а 200 пятиэтажек, а на пике - 300… Значит, количество отходов вырастет примерно до 1-1,5 миллиона тонн. Это прибавка всего 15-20 процентов к тем 7 миллионам тонн отходов, которые город получает от строительных и ремонтных работ по всей Москве.
Но полигоны в Московской области переполнены, они уже один за другим закрываются.
Андрей Бочкарев: Закрываются полигоны твердых бытовых отходов. Строительных это не касается. Москва использует огромное количество песка, добываемого в Подмосковье. Карьеры, которые образуются при этом, надо засыпать. Вот туда, в эти котлованы, и вывозим по согласованию с правительством Московской области, строительные отходы. Те, что не подлежат переработке. Большая же часть их - порядка 80 процентов, перерабатываются. Какой-то бетон идет в качестве добавок при строительстве дорог, а какой-то, более мягкий, керамзитобетон, например, для подсыпки пешеходных дорожек. Причем мощности предприятий, которые занимаются переработкой и использованием строительного мусора в Москве, загружены всего процентов на 20. Следовательно, у нас в запасе еще очень приличные мощности для переработки.
Когда появится точный перечень домов, вошедших в программу реновации?
Андрей Бочкарев: Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин недавно сообщил, что в августе. Сейчас идет проверка протоколов общих собраний жителей домов, которые приняли решение о вхождении в эту программу после окончания голосования на "Активном гражданине". К выставленным на голосование 4,5 тысячам домов добавилось еще 1,5 тысячи протоколов. Пока могу сказать одно: мнение всех москвичей будет учтено. Рано или поздно все нуждающиеся в обновлении дома будут включены в программу, ведь августом реновация не заканчивается.
Прозвучала информация, что скоро будут утверждены новые стандарты качества домов для переселенцев из пятиэтажек. То есть в городе будут двойные стандарты - для участников программы реновации одни, а, скажем, для очередников - другие?
Андрей Бочкарев: Все жилье в Москве возводится по новым энергосберегающим технологиям, из более современных материалов, по проектам, которые дают возможность формировать разнообразный архитектурный облик города. Но качество отделки в домах для переселенцев будет выше - класса комфорт, комфорт плюс вместо эконом и эконом плюс. Это значит, что на пол в квартирах по программе реновации положат вместо линолеума ламинат 32 класса, на стены наклеят вместо бумажных флизелиновые обои, которые новоселы при желании смогут перекрасить по своему вкусу. Повышенного качества установят и двери - из бруса или слоеного шпона. А еще улучшенная сантехника, прочее оборудование. И это, на мой взгляд, справедливо: ведь если очередники получают квартиры бесплатно от города, то участники программы реновации отдают за новую квартиру жилье, которое у них уже было.
Говорят, чтобы все это москвичи могли увидеть своими глазами, на ВДНХ построят новый шоу-рум…
Андрей Бочкарев: Да, в рамках прошедшего в Москве урбанистического форума в 75-м павильоне действовал шоу-рум из временных конструкций. В день туда приходило до 7 тысяч человек - вот какой был интерес. Поэтому решено сейчас сделать шоу-рум постоянно действующий. Он будет имитировать дом с однокомнатной, двухкомнатной, трехкомнатной и четырехкомнатной квартирами. Пусть люди приходят и смотрят, как все будет и не волнуются, когда придет их очередь переезжать в новую квартиру.
Этот год особенный для Москвы - в сентябре она отпразднует свое 870-летие. В прежние времена строители готовили к таким датам городу подарки...
Андрей Бочкарев: Мы каждый день вводим что-нибудь новое в городе - более 200 объектов введем и в этом году. И совсем не потому, что он юбилейный, а для того, чтобы Москва жила еще многие века и год от года становилась все краше, уютнее и комфортнее.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
"Деловой завтрак" с Андреем Бочкаревым